Previous Entry Поделиться Next Entry
Лестница-чудесница или машина смерти?
ЗИС
quantum
Как известно, новую линию в метрополитене северной столицы так нормально и не открыли. Задержка с пуском последней станции — «Спасской» — связана с эскалаторами. Нет, дело не в кризисе и волнениях среди гастарбайтеров. И дело не в сложных грунтах, как это было с Дубровкой в Москве, например.



Всё куда сложнее. Начальство метрополитена проводило конкурс на строительство компактного четырёхниточного наклонного хода в габаритах, привычных для трёхниточных. Проще говоря, стояла задача в тоннель для трёх эскалаторов впихнуть четыре.

Традиционный поставщик эскалаторов ЭЛЭС отказался от участия в конкурсе, а выиграл его... изобретатель Виктор Христич со своей загадочной машиной, буквально потрясающей устои отечественной эскалаторной школы. На словах его изобретение выглядит серьёзно и обнадёживающе, однако дьявол кроется в деталях. И деталей этих так много и сами они таковы, что по-тихоньку начался нешуточный скандал. В механизм заложено несколько решений, принципиально затрудняющих его техобслуживание, а ещё хуже — ряд «часовых бомб», которые, по заявлениям специалистов (или считающих себя таковыми), могут привести к серьёзной катастрофе и человеческим жертвам.

А в лучшем случае машины просто не заработают, что уже было с Христичем, и не раз. Если быть точнее, то ни один из построенных по его проекту эскалаторов (а их можно посчитать на пальцах одной руки) не смог работать как положено.

На данный момент идёт тяжёлый процесс сертификации уже установленных и вроде бы отлаженных эскалаторов «Спасской». Местное отделение «Ростехнадзора» отказалось принимать их в эскплуатацию, поскольку у них нет достаточных полномочий (слишком много несовпадений с текущими правилами технической эксплуатации), и все документы отправлены в Москву.

Остаётся только ждать. И надеяться.

Ссылки по теме:
http://metro.ru/analytics/escalator/ — большая статья Христича, описывающая всю гениальность изобретения
http://metro.nwd.ru/viewtopic.php?f=13&t=4740&start=210 — тема на питерском форуме, где на вентилятор наброшено достаточно для того, чтобы у впечатлительных по коже пошли мурашки
http://www.fontanka.ru/2009/02/06/165/ — статья на «Фонтанке»
http://lj.rossia.org/users/zhu/54849.html — частное мнение одного товарища

И под занавес поста гениальная вариация от iona:




  • 1
больше всего впечатлила иллюстрация..)))

Читал давно уже про эти эскалаторы. Действительно, всё гладко на бумаге.
Но из текста я не увидел ничего плохого в этом новом эскалаторе, кроме упоминания некоторых "экспертов" (которые могут быть и конкуренты и до мозга костей убеждёнными консерваторами в таких идеях, при этом вполне заслуженные люди в науке) и того, что Местное отделение «Ростехнадзора» ссылается на недостаточные полномочия (точнее боится брать на себя ответственность! конечно, легко сертифицировать то, что уже 50 лет работает и ответственности никакой, зато зарплата идёт). Хотя механизм установлен и вроде бы отлажен, да вот бумажку подписать боятся все, ищут смелого, "а то ведь вдруг чаго! -- отвечать надо будет"...

В общем я надеюсь, что эти устройства пройдут таки сертификацию и не будут убийцами :) И наконец их начнут устанавливать на загруженных станциях, у которых тоннель не увеличишь просто так.

Чтобы совсем не быть голословным приведу в пример другого смелого изобретателя. Тоже из питера. Он изобрёл "нюхающее" устройство для аэропортов, которое способно обнаруживать даже малые частицы взрывчатки/наркотиков, при том бесконтактно, как собака.
Но от него отмахивались везде, типа не надо. Построил на свои деньги опытный образец, доказал -- опять не надо, не сертифицировано и ещё куча причин.. Типа "царь лучше знает" (это я сравниваю с Левшой, который тоже по коридорам власти бегал, хотел достучатся до батюшки-царя, что, мол, англичане кирпичом ружья не чистят.. Так вот, у наших Левшей всегда одна судьба в нашей стране).
Но тут происходит 11 сентября и вскоре американцы покупают в свои аэропорты это устройство! Подозреваю что и патент на него они купили за копейки, а теперь эту технологию продают по всему миру, в том числе и в Россию втридорога!..

Сравнение совершенно неадекватное, эти адские машины действительно пиздец и кроме внезапно обнаруженных после официального запуска грохота и вибрации во время работы, они весьма буквально жрут ступеньки, по случаю чего прозревшее руководство метрополитена теперь спешно отказывается от их эксплуатации и хочет спихнуть на кого-нибудь постороннего.

Ключевые слова в тексте, из которых следовала провальность затеи вовсе не про экспертов, а следующие - "в лучшем случае машины просто не заработают, что уже было с Христичем, и не раз. Если быть точнее, то ни один из построенных по его проекту эскалаторов (а их можно посчитать на пальцах одной руки) не смог работать как положено."

жуть фотка %)

цитата:
Так называемый "новый" эскалатор уже был изготовлен по тем же примерно чертежам на киевском зоде "Большевик" и поставлен на ст. "Площадь Палладина" в Киеве 10 лет назад. Он не работал, и ЕГО РАЗРЕЗАЛИ. Тогда же примерно от него отказался Ижорский завод (он догадался проконсультироваться у специалистов). Этот же эскалатор чуть позже едва не разорил одно из подразделений Северной верфи.
--
По этому высказыванию мне показалось, что строили ПРИМЕРНО по тем же чертежам, но всё же без участия автора или почти без его участия. Это и смутило.

P.S. Спасибо за неодносложный ответ и за интересный журнал ;)

Хотя да, киевский "Большевик" партнёр этого "Конструктора"
http://escalator-world.spb.ru/MY%20%2039.htm

почитал:
http://lj.rossia.org/users/zhu/54849.html — частное мнение одного товарища

начало:
В России законны два документа: «Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов» ПБ10-77-94 и «Рекомендации по конструкции и установке поэтажных эскалаторов и пассажирских конвейеров» РД10-172-97 . Первый касается всех эскалаторов в метрополитенах (тоннельных), второй - не что иное, как устаревший вариант Европейского стандарта EN-115. Ростехнадзор разрешил его применение ТОЛЬКО для поэтажных эскалаторов.
--
начало интересное, потом идёт нагоняй. Хотя интересно почитать.
Но к началу. Здесь чётко прописано, что нормы и правила составлялись для конкретных моделей эскалаторов! При том рекомендации содраны с европейских с ограничениями. Сами за последние 20 лет ничего не придумали, только чужое взяли..
Вот если бы Ростехнадзор нормально провёл экспертизу, составил свод рекомендаций по улучшению конструкции и увеличению безопасности, конструктор внёс изменения, использовались бы более качественные детали, то это был бы, гипотетически, первый прорыв в увеличении пассажиропотока за последние полвека :)

Кстати, последний комментарий автора той заметки:
я вот внимательно посмотрел новые эскалаторы. и думаю, этот Христич все правильно придумал, просто подкачало качество исполнения. у его конструкций есть будущее, доведут до ума и закажут где надо. следующие ЭТХ будут лучше.
а эти срежут, очень возможно.

Вот.. Христич больше 10 лет работал над конструкцией и при "внимательном просмотре" всплывает, что он "всё правильно придумал" :) А дальше "просто подкачало качество исполнения". Возможно и так, но нет пока реальных испытаний.

Надеюсь что пройдёт всё более-менее успешно и уже по готовым "ходовым испытаниям" можно будет уже вносить улучшения и оптимизацию в конструкцию.

P.S. в моём городе в 30 000 никакого метро вообще быть не может, но просто за "Левшей" радею, да и за развитие страны :))

Во-первых, общественность совершенно справедливо осуждает подобные эксперименты на живых людях. Хочет гений делать свои машины - пускай собирает опытные экземпляры до тех пор, пока не научится делать нормально. Не надо будет потом ни в чём не повинным людям нервничать во время каждой поездки.

Во-вторых, доводка подобного чуда до вразумительного состояния - грязное извращение почище насильной адаптации изначально наземных Русичей для обычного метро. В таких случаях надо либо оставлять всё как есть, либо начинать всё заново с нуля.

Русские умельцы уже пытались сделать скоростной поезд "Сокол" (погуглите в Яндексе, занимательная история), и получили на выходе самый дорогой эпический провал в истории отечественных железных дорог. Потом стало ясно, что проще и дешевле купить поезда у Сименса.

да вот гению денег никто не даст на строительство и опыты. Был бы инвестор (который осознаёт риск своего вложения, что все опыты могут провалится, но на благо страны/технологий/(возможности в случае успеха сорвать куш)), который и будет пинать "гения", чтобы тот доводил до ума, не бесплатно, да ещё и достаточно быстро (относительно).
Примерно так поступают предприниматели (и бизнес в общем) на западе. Ну Медведев про это недавно говорил, что нужно не только для себя работать, но и какую-то часть денег тратить на инновационные исследования.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account