Previous Entry Поделиться Next Entry
Противообледенительная обработка самолётов в Домодедово
ЗИС
quantum
Зима в этом году началась сурово — сначала подморозило, а теперь заваливает снегом. Условия — в самый раз для того, чтобы посмотреть как происходит деайсинг. После всех согласований для съёмки выбрали 10 число, поэтому после открытия перехода на Белорусской я, с пятиминутным заездом домой, помчался на Павелецкий вокзал.

О том, что я увидел в Домодедово и о том, как происходит процедура деайсинга — смотрите в этом репортаже.

Спасибо пресс-службе аэропорта «Домодедово» за организацию этой съёмки.

© quantum

1. Снегоочистительная техника работает круглосуточно. Жутковатые агрегаты с огромными ковшами и щётками сметают снег с рулёжных дорожек на лётном поле, а взлётные полосы поливаются реагентами.
(по клику — 1600x730)

2. Если говорить техническим языком, то деайсинг (или, по-нашему, противообледенительная обработка воздушного судна) — это процедура очистки аэродинамических поверхностей от налипшего снега и образовавшегося инея и покрытие их защитным составом.

Если по-простому — «поливают самолёт всякой гадостью».

3. О том, что бывает, если обработку не провести или провести неправильно — можно посмотреть вот в этой замечательной документалке. Можно ещё вспомнить крушение Як-40, в котором погиб Артём Боровик.

Попытаюсь объяснить популярно. Крылья и хвостовое оперение самолёта — особо сконструированные поверхности, форма которых идеально расчитана, чтобы обеспечивать полёт (за счёт разницы давления над и под поверхностью). Если образуется наледь или прилипает снег — форма меняется, аэродинамика ухудшается и самолёт уже не может «держаться за воздух» — появляется тенденция к сваливанию. Проще говоря, самолёт начинает падать.

Какие ещё неприятности могут случиться — попадание наледи с крыльев в двигатели, или, например, залепленные снегом датчики, считывающие скорость движения, которые в результате дают неверную/противоречивую информацию пилотам.

Всё это особо критично при взлёте и наборе высоты, поэтому основная часть сопутствующих лётных происшествий связана именно с этим этапом полёта.

4. Процедуру проводят, разумеется, не у самого трапа — там мало места, море аэродромной техники и люди ходят. Поэтому сначала производится посадка пассажиров на борт, и после этого начинается руление к открытой стоянке, где и будет проходить деайсинг.

5. Защитное покрытие действует около 15 минут, поэтому место выбирают так, чтобы после обработки не надо было далеко рулить до взлётки (например, если терминал в другом конце лётного поля).

6. Насколько я понял из своих наблюдений, иностранцы предпочитают поливать весь самолёт целиком, включая фюзеляж, а наши в основном ограничиваются аэродинамическими поверхностями.
(по клику — 1600x805)

7. Деайсинг — одна из самых зрелищных процедур в авиации, особенно если речь идёт о лайнере-гиганте вроде этого Боинга-777 Сингапурских авиалиний.

8. Многие (как и я) будут наверное удивлены, узнав, что жидкостей на самом деле две: первой под большим напором смывают снег и наледь, а потом уже второй наносят защитное покрытие.

9. Если очищающая жидкость имеет еле заметный розоватый оттенок, то защитная — явный бирюзовый цвет, который превращает белые самолёты в подобие «огурцов» S7.

10. Кстати, о них. Второй самолёт, на примере которого мы будем смотреть обработку — сибирский Аэробус А319. Посадка закончена, трап сложен и начинается руление к открытой площадке.

11. Приезжает машина с жидкостью, оператор садится в люльку и разворачивает шланг на телескопической «ноге».

12. Очищающая жидкость.

13. Защитная.

14. Потом машина объезжает самолёт и начинает обработку с другой стороны.

16. Обработка закончена — можно лететь!

18. Следующий «клиент» — Боинг-737 Трансаэро.

19. Ещё одним откровением для меня стало то, что жидкости бывают разных категорий и существуют различные запатентованные составы. В зависимости от погодных условий используются составы разных концентраций. А вообще деайсинг проводят даже летом — если залить полные баки холодного топлива, уже может образоваться наледь.

Также выяснилось, что никакой вредной химии там нет — если на человека случайно попадёт, то ничего страшного. Хотя и в том, чтобы оказаться политым горячим мыльным раствором, приятного тоже мало.

20. Чтобы не повредить дорогой самолёт и не отправить его вместо рейса на починку, подвижные части машины оборудованы специальными «усами» — специальными датчиками, которые при касании останавливают движение (кто знает как работает габаритный вагон в метро — поймёт о чём речь).

21. Машина называется «Elephant» — слон. Если я правильно понял, то одна такая стоит порядка 1 миллиона долларов.

Есть конечно и более экономичный вариант — техник садится в люльку, берёт шланг и поливает самолёт сам. Но в Домодедово это не практикуется.

22. Всем приятного полёта!

23. Небольшое видео: обработка Б777 и А319.

Волшебная кнопка:


так куда же девается стружка, срываемая с крыльев самолета в небе?

Отличный пост, фото тоже хорошие.

да сильные фото!Такие масштабы!)

А сколько примерно по времени проводится процедура?

Прикольно они потом блестяшечные такие)

Стоимость этой машины

(Анонимно)
По стоимости понял не прявильно. Стоит она более 30 млн. руб. К примеру лизинговая компания для ШРМ показывала стоимость этих машин. за две машины 84 млн. руб.

Интересно.

А вот Эмираты вечером поливают...


Мне уже второй раз кидают фотку этого борта, к чему бы это?

Ничего нового

Используется противообледенительная жидкость типа Арктика. Перед применением проверяются документики на эту жидкость: паспорт на выпущенную партию, санитарно эпидемиологическое заключение, допуск по производству и применению, результат анализа при хранении, результат анализа перед заправкой установки для облива, результат анализа перед обливом.
А машина с люлькой стоит пару миллионов баксов, кстати. На всех самолетах магистральных авиалиний есть противообледенительные системы. В основном они нагревают переднюю кромку крыла, недопуская образования наледи, которая изменяет геометрию крыла и приводит к срыву потока в пограничном слое ...

Что же, похвально, что аэропорт может себе позволить такую технику!

он скорее не может себе ее не позволить

в Бремене и Амстердаме вчера поливали из шланга, бюджетным вариантом
кстати, после того как полили в Бремене, капитан отказался лететь из-за погодных условий, потом пришлось снова поливать

ниче интересного, сам это наблюдаю постоянно и даже одно время выдавал de-icing control card на нашей базе и в домодедово :-Р

Дык это ж когда было! Сейчас-то в шарике тоже "слонами" чистят...

Спасибо. Качественный пост!

?

Log in

No account? Create an account