Previous Entry Поделиться Next Entry
Мифы о метро: №2 — Об «экономии электричества»
ЗИС
quantum
Продолжаем новую рубрику.

Если вам, вашим родственникам, знакомым или вашему любимому колумнисту пришла в голову замечательная идея поругать метрополитен, и не нашлось ничего лучше, чем обвинить начальство в экономии электричества — знайте, что это дикая чушь.

Главный признак: если заподозрили в метро экономию электроэнергии — значит либо экономят не энергию, либо дело к экономии вообще не относится.

Самый популярный и глупый пример такой «экономии» — отключение части групп освещения на станциях.

Все так говорят, но никому не приходит в голову, что в метрополитене главный потребитель электроэнергии — поезда. Например, по двигателям тяговооружённость 8-вагонного состава «Яуза» — без малого 5,5 тысяч киловатт! Как думаете, сколько вместе «жрут» составы во всём метро? И о какой экономии на освещении здесь может идти речь?

Ну давайте сравним с приземлённым примером из жизни. Представьте себе обычное домохозяйство среднего класса, где есть электрочайник, микроволновая печь, стиральная машина и возможно даже посудомоечная. И вдруг отец семейства после получения очередной квитанции «за свет» издаёт директиву ни в коем случае не включать лампочки в коридоре и прихожей без острой необходимости. Много ли он такими методами наэкономит? Вопрос риторический.

Реальный смысл в потушенных группах освещения — действительно экономия, но только на лампах и их замене. Даже в Москве, где всё метро давно переведено на энергосберегающие лампы, это касается лишь тех источников, где раньше стояли обычные лампы накаливания. Но флуоресцентные лампы дневного света («палки») занимают в вопросах освещения пока доминирующую роль, а эксплуатационная проблема у них всё та же — быстрое старение, как у «лампочек Ильича». Если плановые работы по замене можно оттянуть на полтора срока, выключая каждую ночь и в выходные половину света — значит, так и надо поступать (учит нас совдеповская бюрократия).

Следующий пункт — задействование не всех из доступных (не находящихся в ремонте) эскалаторов.

Аналогия с домохозяйством в силе: представьте, что обезумевший папа скомандовал выкинуть мамин утюг, потому что от него «киловатты набегают». Эффект отсутствия утюга сказался лишь на папиных рубашках...

На самом деле, эскалаторы обычно включают и переключают по регламенту — на каждой станции и переходе есть своё расписание, когда какую нитку в какую сторону запустить. В часы пик — все рабочие, вне пика — по одной в каждую сторону. Делается это для обеспечения как можно более равномерного износа машин и чтобы текущие ремонты проходили пошагово, а не на всех нитках сразу.

Но иногда ограничения вводятся и вполне умышленно — например, на спуск из вестибюля на станцию или перед «бутылочным горлышком» перехода. Здесь во главу угла ставится безопасность перевозок: ведь толпа в вестибюле — всяко лучше, чем толпа на станции и платформах, где поезда. Аналогично и толпа перед эскалатором на широкой станции глубокого заложения — лучше, чем давка в узких и невысоких коридорах перехода. Железные оцепления, которыми разделены потоки на станциях служат той же цели.

Только не надо сейчас включать иронию напополам с остроумием и заявлять, будто вам такая забота метрополитена не требуется и вы сами как-нибудь обойдётесь. Просто поймите, что начальнику метро лишние трупы не нужны, как и заведённое на него уголовное дело по причине их появления. Если придумаете, как эффективно расселить Москву или заставить всех пересесть на наземный транспорт — обращайтесь.

Ну и последний в сегодняшнем обзоре, и даже скорее шуточный признак «экономии» — отключение светофоров в тоннелях.

Ходила такая байка, что когда в 2000 году Сокольническую линию переводили с устаревшей автоблокировки на систему АРС-АЛС, то впечатлительные бабульки на погасшие светофоры реагировали возмущёнными криками «На электричестве и нашей безопасности экономят, ироды!». Есть ли в этой байке лишь доля байки, или она была целиком придумана метрофанатами — мне неведомо, но с учётом дремучести и невежества нашего народа и толком не прошедшее на тот момент потрясение от мрачных 90-х, легенда вполне вписывается заданные рамки.

Для справки (упрощённо)

При традиционной автоблокировке со светофорами путь по длине делится на блок-участки, в начале каждого из которых установлен светофор с автостопом. Здесь машинист ориентируется по показаниям сигналов светофора. Автостоп — это такой механический «палец», который поднимается при запрещающем сигнале и если поезд его проходит, палец срывает на вагоне специальный клапан, что инициирует экстренное торможение. В системе АРС-АЛС (Автоматическое регулирование скорости с автоматической локомотивной сигнализацией) автоматика на пути сама определяет максимальную безопасную для движения скорость (по стандарту — не более 80 км/ч, и разумеется 0 если прямо впереди другой состав) и передаёт её прямо в кабину, где поездная автоматика считывает показание и высвечивает его машинисту, который соответственно меняет скорость движения. В случае если фактическая скорость превысила рассчитанную автоматикой — точно так же идёт экстренное торможение (бывало, машинисты выпадали из кабины или им плохо становилось, или банально засыпали).

Так что запомните, девочки и мальчики: если и можно в метро экономить энергию, то лишь пуская по одному поезду раз в полчаса. Остальные методы должного эффекта не дадут, и причины у них совсем другие.

© quantum

Новый пост — в следующий понедельник.

  • 1
М… А экономия ресурса эскалатора? Если пускать все сразу, то следующий плановый ремонт будет наступать быстрее и чаще прийдётся вводить ограничения не только вне часов «пик» или вовсе закрывать наклон.

Я бы это распечатал и повесил бы в каждом вагоне рядом со схемой. Надоели идиоты, которые ругают метро почем зря, при этом ничего не понимая в специфике самого предприятия.

выпадающие из поездов машинисты, это сильно...

Спасибо за рубрику!
В случае появления подобных приступов у родственников или знакомых буду непременно давать им почитать :)

Спасибо. Я печатаю эти посты на принтере и вывешиваю коллегам на работе (надеюсь, это не противозаконно), потому что объяснить то же самое у меня не получается так складно и четко.

Я не специалист по свободным лицензиям, поэтому будем считать, что я просто разрешил свободное распространение :)

А правда ли то, что при торможении метросостава, в отличие от поезда, трамвая и троллейбуса, электроэнергия не возвразается в электросеть, а проеобразуется в тепло для обогрева тоннелей??

Как раз наоборот - рекуперацию начали внедрять относительно недавно, и, насколько я в курсе, метро пока в этом деле пионер.

Если говорить о физике процесса, то энергию при торможении надо куда-то девать, и если тяговая подстанция для этого не приспособлена, то её просто выбьет. Поэтому её сжигают на резисторах (может видели ряды белых катушек), которые естественно нагреваются.

Таким способом метро с помощью поездов никто никогда обогревать не думал, даже наоборот - это вредный эффект, с которым теперь борются.

Рекуперацию поддерживают вагоны Яуза, Русич и 81-760. Что касается линий, то это Люблинская и в скором времени будет Арбатско-Покровская.

Edited at 2011-02-22 06:54 (UTC)

а не вкурсе, на жд применяется рекуперация?

Без понятия, я по части городского транспорта.

Насколько мне известно - применяется на линиях постоянного тока. На линиях переменного тока - электровоз оборудован выпрямителем; тяговые двигатели - постоянного тока. При торможении двигателями вырабатывается тоже постоянный ток, который девать уже некуда, кроме как на реостат и рассеять в виде тепла в воздухе. Были попытки соорудить инвертор, преобразующий постоянный ток в переменный, но идея как будто оказалась мертворожденной - напряжения измеряются киловольтами и даже десятками их, токи - тоже далеко не единицы ампер, так что - не знаю. А электровозы (постоянного тока) первоначально внедрялись именно на горных дорогах из-за возможности рекуперации.

В целом правда, на городском транспорте такая возможность есть, хотя и не дает большой эффект. Так что метро, наоборот, наверстывает упущенное :)

>если тяговая подстанция для этого не приспособлена, то её просто выбьет
>Рекуперацию поддерживают вагоны Яуза, Русич и 81-760. Что касается линий, то это Люблинская и в скором времени будет Арбатско-Покровская.
т.е. на перечисленных линиях ТП переоборудованы, чтобы поддерживать рекуперацию?

а куда потом направляется ток, полученный от рекуперации? в городскую сеть, или в сеть метрополитена?
вопрос собсно вот в чем: куда поступает ток, если на участке, питаемом этой ТП, сейчас нет других поездов? ведь в метро эти участки гораздо короче чем на ЖД, и в ночные часы наверняка не редки случаи, когда на одном фидере висит только один состав.

Edited at 2012-04-02 21:01 (UTC)

Вроде, проходила инфа, что на СТЛ одна баранка - 800 кВт*ч. Это так? Сколько в среднем потребляет 8вагонный номерной в час?

Двигатель ДК-117Д — 110 кВт, каждая ось обмоторена, а на вагоне осей четыре. Вот и считайте.

Это да, я знаю. Но двигатели не находятся же всегда в режиме тяги. Есть и выбег, и торможение...

Точно скажет только начальник службы или главный инженер.

Средний расход энергии на тягу у поездов метро - что-то около 50-60 Вт*ч/т*км.
Перемножаем :)
Путь 41,2 км * 2 = 81,2 км
Вес поезда с пассажирами, грубо - 40 * 8 = 320 т
Так что 800 кВт*ч это, видимо, пол-баранки :)

Если честно, то я как раз и считал, что отключение эскалаторов происходит именно в целях экономии :). Они большие, народу много возят, потребляют немало. Хотя действительно несоизмеримо с потреблением состава.

Насчет их ресурса - причина то может быть и довольно уважительная, но как же блин бесят эти отключения, когда скапливается толпа из-за выключенных эскалаторов! Неужели оно того стоит? Или это просто неравномерность потока, когда обычно в график выключения эскалаторов пропускной способности вполне хватает?

Это ещё и распределение - чтоб народ не ходил кучками как поезд приедет.

Не по теме, но: почему в Москве не изолируют пути от станций перегородками ? - люди бы не падали.

В первую очередь потому, что половина станций - памятники архитектуры. После этого идут вопросы финансовые, технические и слишком большой пассажиропоток.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account