Previous Entry Поделиться Next Entry
Мифы о метро: №3 — Умные технические термины, которые употребляют люди, ни черта в них не смыслящие
ЗИС
quantum
Речь сегодня пойдёт не сколько о мифе, сколько о повальной безграмотности и невежестве. О довольно глупой манере употреблять специфические термины, не зная (или зная неверно) их значения.

Подвижной состав — на метрополитене это вагонный парк в целом («Подвижной состав московского метрополитена насчитывает 4,5 тысячи единиц») или поезда обобщённо («Плановое обновление и ремонт подвижного состава»). На других видах транспорта — аналогично (троллейбусы в «Мосгортрансе» и маршрутки в «Автолайне» — тоже подвижной состав).

Многие деятели, когда дают интервью в прессе, или сами журналисты употребляют этот термин, понимая слово «состав» дословно («Подвижной состав „Акварель“») и нередко во множественном числе («Закуплены новые подвижные составы»), а Наталья Душкина так вообще даже в первом слове умудрилась поставить ударение на «и», давая термину совершенно детский смысл.
Запомните — никаких «подвижных составов» не бывает. «Подвижные составы» — это то же самое, что «интернеты».

Следующим пунктом у нас идёт вестибюль. Чтоб вы знали, вестибюль — это такой зал при входе в метро, где кассы, турникеты и стеклянные дверки. Вестибюли бывают наземные (в виде самостоятельных строений как на сталинских станциях), так и подземные — однако их сути это не меняет. А внизу у нас подземный зал (на односводах) или центральный зал и платформы (на пилонных/колонных станциях). Многие почему-то считают наоборот (уж больно слово красивое, но совершенно непонятное).

Показывают красный, жёлтый и зелёный (а ещё синий и лунно белый) сигнал — светофоры. Это ведь так просто! А ведь без конца нет-нет, да и обзовут их семафорами. Люди, окститесь! Семафор — это такие разноцветные палочки на ноге, они на железных дорогах начала того века использовались как первобытное средство автоматики. Почему во всей прессе возникла чёткая ассоциация, что светофор — это на автомобильных дорогах, а на железных — семафор, или что на железных дорогах — светофоры, а в метро — семафоры , — это тема, которая ещё найдёт своего исследователя. Но меня лично каждый раз передёргивает при чтении очередного перла в духе «В метро опять сломался семафор», потому что мозг услужливо рисует сию штуку в тоннеле, отчего делается очень смешно.

Ветки — на дереве, а в метро — линии. Кольцевую ветку для начала представьте себе, ага. Разумеется, есть такая специфическая штука, как «служебная соединительная ветвь», но она проходит между двумя и более линиями или между линией и депо. А уж «сиреневая ветка» для любого человека «в теме» вообще звучит как оскорбление.

В общем, совет на сегодня такой: если толком не знаете, как правильно использовать термин — лучше замените его на что-нибудь более простое и вам знакомое. Писаки, которые с помощью «подвижных составов» пытаются казаться более авторитетными и технически подкованными, чтобы произвести нужное впечатление на целевую аудиторию — в результате выглядят как мудаки. (если после прочтения последней фразы вы внезапно разозлились на автора статьи — поздравляю, у вас баттхёрт!)

© quantum

Новый пост — в следующий понедельник.

  • 1
На ветке я попался:) Как-то в обиходе случается употреблять это слово.

Точно, просто жаргонное словечко. А Кольцевая-просто Кольцо, вот и все.

(Удалённый комментарий)
Ну да, когда обыватель диваны с креслами путает и говорит "ложить", ему какбэ тоже похуй. Мы ведь не будем теперь считать, что коверканье слов - это норма?

(Удалённый комментарий)
+100500

Особенно раздражает "ветка" вместо "линии". Всегда всех поправляю. Также, как и Вы: ветки - на деревьях, а в метро - линии :)

А про подвИжные составы - улыбнуло)

Точно так же как ёмкость - у конденсаторов, а у жёстких дисков - объём.

Edited at 2011-02-28 18:44 (UTC)

бессмысленное восстание против народа ))

если говорят ветки - значит ветки))
язык - он не мертвый и не ваш лично. Он общий, слава богу :)

Re: бессмысленное восстание против народа ))

Наш немёртвый язык уже порождал такие неведомые конструкции, как "окейно", а также кишет кальками с английского (маркетинг, консалтинг, клининг). Даже если все так говорят, это вовсе не повод опускать руки и признавать богомерзкие варианты нормой.

Интересно, если я 100 человекам скажу - "красная ветка метро", сколько из них меня не поймут?

P.S. Всегда бесит, когда разрядники высоковольтные считают в штуках, ведь последнему лоху известно, что учет разрядников ведут в фазах, да и учет разъединителей высоковольтных не в штуках, а в полюсах. Но всем как-то похуй.

Если вы 100 человекам скажете "ложить", сколько вас не поймут?

(без темы) (Анонимно) Развернуть
баттхерт обнаружен у большей части комментаторов, вин.

со всем согласен кроме веток. во-первых, кольцо есть только в Москве. во-вторых, среднестатистическому пассажиру фраза "сиреневая ветка" будет в сто раз понятнее, чем "ТКЛ" или "Таганско-Краснопресненская линия". а сочетание "сиреневая линия" звучит коряво.
к тому же кольцо я еще ни разу не встречал, чтоб называли веткой. ветки - это хорды. кольцо это кольцо.
а потому, раз уж "Цель - объяснить и рассказать как правильно" - то лично меня не убедили, почему хорду можно называть линией, ССВ можно называть веткой, а линию веткой - нет.

>ССВ можно называть веткой
Тоже нельзя: она ветвь, а не ветка.

А я вот никогда не знал разницы между "подземный зал (на односводах) или центральный зал и платформы (на пилонных/колонных станциях)".

- встречаемся в центре зала.

- Ты где?
- На платформе стою под зеркалом.

А ещё я как-то раз в слове "балюстрада" сделал, наверно, пять ошибок...

Меня лично удивляет, что балюстрада - в принципе популярный термин, потому что на самом деле стационарная поверхность эскалатора никому не нужна и никто о ней не думает никогда. Видимо это всё из-за аудиозомбирования правилами метро, в которых оная балюстрада упоминается.

Называть ветками линии метро конечно не верно, но подавляющее количество людей, которые не интересуются детально транспортом, употребляют именно это слово (конечно, по моему скромному мнению). Так проще им (или ближе) почему-то. Может стоит учесть исторически сложившуюся ситуацию в языке и перестать отдельным педантам, которых изредка вижу на метрофорумах, срать кирпичами при каждом удобном случае? :)

"Мы как птицы садимся на разные ветки и засыпаем в метро" (с) Високосный год.

да согласна что безграммотность процветает, ну зачем зацикливаться на таких элементарных вещах, лучше послушайте как наша молодешь общается, вот за кого обидно!!!!

> безграммотность
> молодешь

Недовольны безграммотностью молодеши? Тогда мы идём к вам!

Ой! Что же делать! Я линии ветками называю! Пойду застрелюсь.

Теперь по сути. Ветка - устоявшееся название и точка. "Салатовая линия" коробит слух, хотя да правильней, нежели Салатовая ветка.

Уж простите, Ваш пост походит на вброс чего-то в вентилятор. Или хотите сказать, что сами знаете всю терминологию всего и всегда верно ею пользуетесь? Ох что-то я в этом сомневаюсь...

А в деревнях говорят "ложить" и точка.

Ёпт, развели.

Из-за таких вот "разрушений мифов" потом появляется армия крайних мудаков, которые говорят "грамотно". (ну вы понели, для чего здесь слово "крайний" ;))

Не знаю кому верить. Вот посмотрите официальный документ, здесь пишут "ветка", а не "линия": http://i029.radikal.ru/1105/9c/253834502ebd.jpg

Таганско-Краснопресненская линия со служебным ответвлением к депо. Всё грамотно написано.

За что бы я расстреливал - это за измерение энергии в кВт/ч. А приведённое в посте - это чистоплюйство.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account