Previous Entry Поделиться Next Entry
О смерти традиционных СМИ: часть 1
ЗИС
quantum
Нашёл хорошую тему для цикла статей. Речь пойдёт о том, что все видят или хотя бы догадываются, а некоторые даже обсуждали вскользь — о том, что приход Интернета фактически приблизил смерть сразу всех традиционных форматов подачи массовой информации.

Давайте начнём с радио. Конец был немного предсказуем ещё в 1981 году, когда в Америке запускали MTV клипом «Video Killed the Radio Star». Правда, радио успешно протянуло с тех пор ещё тридцать лет, но долю рынка и охват оно стремительно теряет — чем дальше, тем больше.

В Москве большие станции FM-диапазона перестали служить саундтреком города, и остались лишь в салонах автомобилей, да в собственной рекламе. Цифровая музыка, по сравнению с эпохой компактных носителей (с которыми радио могло конкурировать), покрывает практически все потребности обычного человека. Среди владельцев магазинчиков выставлять радиоприёмники на улицу стало как-то немодно. Раньше устройства всех мастей от карманных коробочек до огромных бум-боксов перекрикивали друг друга у выходов из метро — теперь такое лишь на рынках, да и то не везде. В офисах люди имеют выбор среди бесконечного ассортимента интернет-радио любых жанров, часть из них даже без глупых надоедливых диджеев, часть — даже без рекламы.

Если говорить о новостях, то радио давно маргинализировалось и перестало их генерировать. Теперь гораздо проще взять сводку у информагентств и тупо зачитать в начале часа, чем содержать свой штат корреспондентов и редакторов, работа которых потом всё равно не будет никому нужна.

Единственная ниша, в которой радио сейчас процветает — это дискуссионные площадки и авторские передачи. После того, как политику практически полностью изгнали с центральных телеканалов, «Эхо Москвы» и «Серебряный дождь» приютили у себя весь, так сказать, соответствующий «бомонд», ИЧСХ, пользуются огромным спросом.

Вспомните, когда вам последний раз хотелось включить приёмник именно ради того самого тёплого лампового радиоэфира?

© quantum

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник. Кстати, как считаете — лучше сначала про умирающий телевизор написать, или про умирающие газеты?

  • 1
Я с тобой полностью не согласен.
Доля людей находящихся "в дороге" по прежднему достаточно велика, чтобы радио осталовь в живых. Об этом можно судить посмотря хотябы на исселования аудиторий.

Ну так то в дороге... Я какбэ говорил про те места, где есть инет.

Отношусь к той странной категории лей, у которых никогда не было раиоприемника - родители слишком допоздна работали, а мне было совсем безынтересно.
Однако, с взрослением и мужанием стал понимать, что радио лучше всего слушать в рабочем кабинете из старого приемник в корпусе из дакированной березы - очень уютно.

Диджеи и реклама не раздражают?

Я слушаю BBC Radio 3 ))
Наши станции ни в какое сравнение не идут - барахло барахлом.

Да, да, но Вы взяли глобальную тему - отмирание радио как класса вообще.
Я более чем уверен, что британское радио, также как американское или французское, вполне нормально функционирует и болезненных признаков не подает.

Ну нет, я про свою колокольню пишу - про Россию и Москву в частности. А в UK и Франции радио вообще государственное, но не так, как у нас федеральные каналы, а по-хорошему.

Здесь - да, согласен. Новостные радиостанции закончились, в провинции процветает пригоршня каналов, крутящих попсу под скабрезные комментарии диджеев-студентов. Да, эрозия СМИ налицо, согласен.

Очень скептически отношусь к заявлениям в стиле «убийца %что-то привычное%».
Из таких 100 таких предсказаний сбылось только одно — замена лошадей машинами.
Скорее всего, никто не умрёт, произойдёт естественная эволюция.

Сейчас это похоже не на эволюцию, а на выживание. Московский FM, который было принято сдержанно ругать за непрофессионализм ещё десять лет назад, сейчас скатился просто в полное гавно.

да ни кто никого не убъёт. происходит перераспределение занимаемых ниш. ну нет у меня приёмника, но я слушаю радио через ip. то же касается и телевидения - редко интересная передача совпадает со свободным временем, тут рулит Video-on-Demand. Те же новостные передачи, документальные и художественные фильмы смотрятся, когда есть время и желане - по ip.

Радио и телевидение = эфир. Без эфира это уже не радио и не телевидение.

эфир это транспорт, так же как и IP.

Откуда ж вы такие умные берётесь? Транспорт это радиоволны, а эфир это вещание как таковое.

так это всё равно не противоречит чему я выше написал :)
эфир в таком понимании - это медиа-контент, который без разницы как распространять - или через эфир или через ip, да хоть на дисках раздавать.

Выскажусь, как работник сей сферы, с Вашего позволения...

Для начала, не определен рынок, о котором ты пишешь, - ни с точки зрения географии, ни с точки зрения аудитории. Но, насколько видно по тексту, упор в основном на Москву и, скажем так, средний класс+офисный планктон от 20 до 40 лет (приблизительно).

Но. Знаком ли ты с жизнью за МКАДом (это, конечно, риторический вопрос :))? Тогда напоминаю - об интернетах там слышали далеко не все, и радио является чуть ли не единственным источником информации, музыки, а также - что более всего важно - средством ОБЩЕНИЯ между людьми. Не чирик в твиттере, не сообщения в фейсбуке или вконтактике, а гордое "...передаю привет, через всю страну, дорогой мамочке" - представляешь, каков размах?) И есть огромное число людей, которые таким образом общаются. (Для интересующихся - да, звонки слушателей не подставные, мы проводим чисто косметическую обработку звука).

Таким образом, получаем огромный (по сравнению с очерченным мною в начале комментария) пласт аудитории - это пресловутые "комбайнеры" от 25 до 50+, жители "замкадья", до которых интернет-технологии дойдут очень нескоро. Это все было к вопросу об актуальности и количеству слушателей.

Теперь - о технической части, в которой кроется самое большое заблуждение подавляющей части людей. Почему-то радио ассоциируется исключительно с "лампами" и аналоговым вещанием. Но, представляешь, и в этой области технологии не стоят на месте!
Слышал ли ты о таком формате, как DRM? Уже сейчас в России есть станции, которые вещают в цифровом формате ("Голос России", например). Но здесь есть другой подводной камень: радио и радиослушатель очень тесно связаны между собой, а именно - нужны как приемник, так и передатчик, соответственно, для того, чтоб слушать цифровой сигнал, требуется плеер/магнитола подороже. А кроме жителей мегаполисов на территории России мало людей, готовых раскошелиться на приемник подороже только потому, что там "звук лучше" (придерживаясь логики "поет - и ладно").

В целом, резюмируя вышесказанное, заявление о "вымирании" радио как класса сделано довольно поспешно, но, возможно, применимо к довольно узкому региону и слою аудитории. В остальном же - радио продолжает развиваться и удовлетворять потребности слушателей, и пока не произойдет массовой интернетизации (лет эдак через 100), оно не потеряет свою актуальность.

На этом пока я ставлю многоточие и готова продолжить беседу, если будет желание:)

Интернет вытесняет всё остальное там, где он есть. Разумеется, у комбайнёров никакого инета быть не может - они небось и первый канал по чб телекам смотрят.

Ну а про техническую часть наезд вообще зря, я про это ничего не говорил.

"Интернет вытесняет всё остальное там, где он есть" - с этим я как раз нисколько не спорю, но это уже совсем другая статья.(Ты же начал про вымирание всех прочих СМИ.)

Ну дык статья начинается прямо со слов про инет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account