Previous Entry Поделиться Next Entry
Мифы о метро: №5 — «Нам 15 лет обещают!»
ЗИС
quantum
Долго я думал, о чём сделать следующую серию мифов о метро, и, наконец, получил идею, где-то в очередной раз прочитав эту банальную фразу из заголовка.



Здесь мне будет удобно сослаться на предшествующие статьи: 1 и 2. Именно из-за комбинации описанных в них явлений люди перестали толком различать анонсы проектировщиков, заявления между делом и предвыборные обещания, а также такие стадии строительства, как предпроектные проработки, проектирование с трассировкой, начало строительных работ, заморозка этих самых работ и окончание ближе к непосредственной сдаче.

Всё это перемешалось в одну большую кашу в голове у обывателей и вылилось в виде шаблонного «Нам уже [подставить число] лет обещают провести метро, а всё никак не сделают!» С опциональными добавками типа склонения родственников главы местной управы (который, вообще-то, метро не строит), префекта местного округа (и он метро не строит) или начальника метро (который — сюрприз-сюрприз! — тоже его не строит).

Мне, наверное, будет проще перечислить все стадии появления новых линий/станций метрополитена, чем разбирать неправильность чьих-то конкретных утверждений:

1. Всё начинается с Генплана, который является основным градостроительным законом Москвы. Именно там излагается в том числе транспортная стратегия развития города с примерными очертаниями будущих радиусов и колец метрополитена. Закон конечно законом, но деньги на реализацию тоже где-то найти надо. И поскольку наши генпланы всегда оптимистичные, то изложенное там надо сразу делить на два.

2. Когда дело доходит до того, что бюджет позволяет построить тот или иной участок, в дело включается НИиПИ Генплана Москвы — головной проектный институт, в задачи которого в данном случае входит выяснение обоснованности проведения транспорта в тот или иной район. Иногда они ещё и выбирают, какой конкретно вид транспорта это будет, исходя из финансовых затрат и сроков строительства. По результатам НИиПИ выдаёт технико-экономическое обоснование (ТЭО), которое будет представлено на суд Правительства Москвы.

3. Если ТЭО утверждёно, начинается выбор точной трассировки и предпроектные предложения по конкретным станциям. Финальная трассировка выбирается после консультации с НИиПИ и местными жителями.

4. Наконец, все формальности утрясены, и можно приступать к работе. Огораживаются площадки под будущее строительство. Вдоль предполагаемого участка берутся пробы грунта, чтобы при необходимости скорректировать глубину заложения или обойти стороной какие-то неприятности. Земля в Москве крайне неоднородная, и могут быть сюрпризы. Институт «Метрогипротранс», имеющий в Москве монополию на проектирование метро, прорабатывает техническую сторону и архитектуру станций и их выходов, служебных и технических помещений.

5. Опять же, если всё хорошо, то начинается перенос мешающих коммуникаций, а маркшейдеры (специально обученные люди с теодолитами) выводят трассу с точностью до сантиметров. По их чертежам пойдут проходческие щиты, будут ориентировать станции и их выходы и ещё кучу всего. При этом маркшейдеры на этом свою работу не заканчивают, они будут регулярно возвращаться на стройку для того, чтобы убедиться в правильности проходки и, опять же при необходимости, вносить корректировки.

6. Если станция мелкого заложения, то под неё готовят котлован. Если глубокого — строят вертикальные шахты на требуемую глубину, от которых горизонтальные выработки идут непосредственно к станции (по окончании строительства шахты станут вентиляционными — при строительстве метро всё идёт впрок). Готовятся монтажные площадки для щитов (это сравнительно небольшие котлованы, имеющие глубину будущего тоннеля, в которые опускают детали щита и собирают его).

7. И вот, наконец, началось возведение станций, а щиты отсчитывают метры построенных перегонных тоннелей. Обычно на этом этапе заканчиваются деньги, и стройка встаёт. Её могут законсервировать по всем правилам — укрепить выработки, защитить от проникновения грунтовых вод и подготовить всю технику к длительной стоянке. А могут и просто бросить всё как было (что случилось, например, в Митино).

8. Рано или поздно, стройка переходит в стадию необратимости пуска — это когда возведены в конструкциях все будущие помещения, построены тоннели, начался монтаж инфраструктуры, идёт финишная отделка. Здесь всё зависит только от бюджета и политической воли властей — если деньги будут, то этот этап преодолевается быстро, и торжественный пуск устраивают уже через три месяца. Ну а если тянут резину, то процесс может затянуться и на год-два.

Важно понимать, что на любой из перечисленных стадий может возникнуть проблема с деньгами, поэтому до момента необратимости пуска «верить обещаниям» абсолютно бесполезно. Особенно гиблое дело рассуждать о будущем метро в момент заморозки строительства, когда средства давно изъяты из бюджета и вообще не заложены в программу ближайших лет.

Не менее бесполезное занятие — слушать префектов, которые как выученная обезьянка раз в год пересказывают газетам содержимое генплана (которое может оставаться на бумаге и двадцать, и тридцать лет — пока у правительства руки не дойдут) или радостно перечисляют то, что находится в предпроектной стадии и может быть совершенно спокойно отменено (лёгкое метро в Солнцево, например, так и отменили совсем, поменяв на линию глубокого заложения от «Третьяковской»).

Что касается начальника метро, то он может всего лишь назвать те сроки, которые стоят в программе метростроения прямо сейчас. Сроки эти могут быть как реалистичные (для ближайших 1-2 лет), так и заведомо нереальными (всё, что за текущей пятилеткой — там не то что сроки, а сами линии вилами по воде написаны). По хорошему, надо бы говорить «неизвестно» и «пока не определено», но ведь газеты так не понимают. Вот N+5 (где N — текущий год) они понимают. Правда, про то, что в следующем году цифра опять поменяются, они конечно не догадываются, но им и не важно (ещё раз см. статью про информационные поводы).

А у публики в результате создаётся иллюзия, что кто-то что-то действительно обещает, а ведь обещания надо выполнять.

Я, разумеется, прекрасно понимаю, откуда у людей обида на власть и отчаяние. Ведь когда их родители давным-давно переезжали в другой район — в генплане там стояло метро и даже с какими-то сроками (на пять лет вперёд, как обычно), и может быть это даже была одна из решающих причин для переезда, а потом коммунизм так и не настал, но метро до сих пор обещают, и до сих пор сроки называют. Как же так!

Жители Митина, например, любили говорить, что метро в их районе строят, хотя его не строили и не собирались. Или вот сейчас говорят, что его строили 15 лет, хотя на самом деле после возвращения метростроевцев линию сделали за два года — с января 2008 по декабрь 2009.

Не менее интересна позиция у Жулебинцев, которые до смены мэра (так уж совпало) были уверены, что метро им не строят специально, якобы, чтобы не перегружать Таганско-Краснопресненскую линию. И ещё имели персональную обиду на Гаева, который было пытался объяснить истинную суть отложенного строительства, но у него ничего не вышло, потому что СМИ как обычно переврали всё под заголовками «Гаев против метро в Жулебино». Даже молебен с батюшкой устраивали за строительство метро (не ржите, я серьёзно).

© quantum
На иллюстрации — официальный эскиз Метрогипротранса станции «Новокосино»

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.

  • 1
молебен - ржака.

читаю все с интересом, спасибо)

Ржака - не ржака

...но ведь срабюотало же! :)

высасывание из пальца пошло, имхо.

Поскольку имел счастье слушать обсуждение специалистов на стадии 1-2, надо заметить, что и там такииие разногласия бывают, что там тоже всё ещё может внести свои коррективы и ещё чуть отодвинуть сроки

Очень хорошее есть выражение "мы будем падать на самолетах, а конструкторы будут объяснять почему именно мы упали", так и тут. Никого не колышат конструктивные причины того, что метро должно было быть в 1995 году, а построили его только в 2010.

А причина одна - отсутствие финансирования.

Генплан всегда заведомо оптимистичный. Чтобы было понятно, его рисуют исходя из как минимум полуторного бюджета города - что нереально даже в тучные предкризисные времена.

Если конструкторы проектируют заведомо нелетучий самолёт, то и объяснять ничего не надо.

Не менее интересна позиция у Жулебинцев, которые до смены мэра (так уж совпало) были уверены, что метро им не строят специально, якобы, чтобы не перегружать Таганско-Краснопресненскую линию. И ещё имели персональную обиду на Гаева, который было пытался объяснить истинную суть отложенного строительства, но у него ничего не вышло, потому что СМИ как обычно переврали всё под заголовками «Гаев против метро в Жулебино».
Ну вот тут вы взяли и смачно так лажанулись, предположим. Читайте, например: http://www.rian.ru/economy/20070116/59179431.html

"Да, мы не строим станцию метро "Жулебино", и я категорически против этого. Если ее построить, не станет легче ни жителям района Жулебино, ни пассажирам Таганско-Краснопресненской линии. Мы только получим дополнительно 20 тысяч пассажиров. Значит, жители Рязанского проспекта не сядут в метро вообще", - сказал он во вторник в эфире радиостанции Маяк."
Если вы считаете эту нелепейшую, шизофреническую выдумку (а куда, по-вашему, деваются эти 20 тысяч "дополнительных" пассажиров сейчас? Сидят по домам или летают на работу на вертолётах?!) - "объяснением истиной сути отложенного строительства", мне остаётся только поздравить вас с постижением искусства вылизывания.

Жулебинец детектед.

Если открыть станции в Жулебино прямо сейчас, то так и будет - со всех окрестных районов народ будет стекаться к новым станциям, тогда как сейчас они выбирают между дорогой до Выхино, дорогой до Новогиреево, электричкой и автомобилем.

Поэтому ударными темпами строят Новокосино, которое возьмёт на себя этих добавочных, а потом только откроют станции в самом Жулебино.

Лучше б молились чтоб Бог мозгов дал, честное слово.

ну-ка, ну-ка

Подскажите-ка пожалуйста, с каких это таких районов Новокосино на себя перетянет? Из одноэтажного частного сектора, который за железной дорогой? И много ли?

Из Жулебино сейчас до Новогиреево общественный транспорт не ходит, основной поток валит именно до Выхино. До КалЛ на личном авто преодолевать рязанское направление жел.дор. по МКАДу, тогда, как Выхино под боком - тоже сумасшествие. На электрички посадка в Косино в час пик - единицы (почему, сам не понимаю?), так что вопрос о том, что ж это за 20 тысяч, которые вдруг возьмутся из ниоткуда, когда построят-таки метро в Жулебино, остается открытым.

Хочешь ещё один миф подкину? «Пусть начальник от „Бентли“ откажется, тогда и проезд будет дешевле» или миф об астрономическом несоответствии личных трат руководства и общего бюджета крупного транспортного предприятия. Достали…

Тут много не напишешь, но я подумаю.

>Даже молебен с батюшкой устраивали за строительство метро (не ржите, я серьёзно).
а ведь помогло :). "вот что крест животворящий делает" (с)

Прошлым летом молебны за дождь и похолодание тоже помогли в конце концов - мы же теперь не говорим, что похолодало именно по этой причине?

Я даже больше того скажу - без смены Лужкова и Гаева станции бы построили, возможно даже приблизительно по тем же срокам. Там соль в том, почему нельзя было строить тогда.

я смайлик специально поставил, чтобы это всерьез не обсуждалось :)

Ну это вы не всерьёз, а у меня тут в комментах такие водятся, которые и всерьёз.

исправлюсь, больше такого не повториться!

А мне нравятся истории мытищинцев) "у нас скоро метро будет! тоннели уже провели, осталось только станции открыть!"

Еще легенды есть, что станции даже уже построены :)

"Жители Митина, например, любили говорить, что метро в их районе строят, хотя его не строили и не собирались. Или вот сейчас говорят, что его строили 15 лет"
Это да, есть и было такое, хотя построили какие-то основы в 90-ых и все забросили, а уже к 2008 эти основы сгнили все.
Другой вопрос, сколько тоннель до Пятницкого шоссе строить будут, и откроют ли участок Митино - Пятницкое Шоссе в декабре 12 года как помнится на плакате написано было
А так весьма хороший пост.

Дык достроили уже почти, скоро предпусковые мероприятия.

Збс, а репортаж с открытия станции будет?

На собянинские мероприятия обычно не хожу, они унылые.

Жаль, если так.
Впрочем, лужковские мероприятия были лучше?


  • 1
?

Log in

No account? Create an account