Previous Entry Поделиться Next Entry
О копирайте, пиратах и централизации: часть 2 — самый неожиданный аргумент копираста
ЗИС
quantum
По случаю ремонта жизнь свела меня с одним любопытным товарищем. Хлеб ему даёт работа руками, но есть ещё хобби — декламация и начитывание аудиокниг. И товарищ этот — страшный, воинствующий копираст.



Будучи эффективно вскормленным совковым образованием, он смотрит на мир через призму догм, главные среди которых — вера в авторитеты и совковая же мораль. Я даже скажу более просто и более ёмко: он — идеальная целевая аудитория Владимира нашего Владимировича Путина.

«Вор должен сидеть в тюрьме», «Что может сказать о музыке Чайковского человек без прописки?», ну и так далее. Практически слово в слово. Он уверен, что если некая статья написана на недостаточно высоком русском языке, а тем более, если её автор — не признанный мировым сообществом профессор, то в такой статье по умолчанию не может быть ничего хорошего, а изложенные тезисы не достойны даже ознакомления с ними, не то что обсуждения.

Его аудиокниги (сам оценивать не берусь, поскольку не любитель — но другие говорят, что качество не очень) уже давно разлетелись по всем треккерам и элитным помойкам Рунета, что приводит его в неистовую ярость. Он считает каждого, кто их скачивает, вором (особая пикантность ситуации в том, что часть книг он выкладывал бесплатно сам, но категорически против их распространения и скачивания не с его сайта).

На мои аргументы о том, что нельзя украсть то, что не имеет физической формы и что цифровая копия не может иметь цены, поскольку при её производстве не затрачиваются материальные ресурсы — следует в ответ аргумент о том, что в первую очередь важна его авторская воля, и если он против распространения и требует денег, то извольте все ему подчиняться, а иначе — не надо слушать аудиокниги. Аргумент конечно железобетонный, хоть и идиотский.

Но речь не о том. Это всё присказка, а сказка будет сейчас. После длительных споров однажды мне таки удалось из него вытянуть самый главный, основополагающий для всего мира аргумент, почему все торренты надо уничтожить, а всё население должно по старинке платить за каждую копию того или иного произведения.

Внимание! Потому что иначе авторы обидятся и перестанут творить свои произведения, и мы останемся без культуры в одном говне!

Поначалу эта идея обескураживает. И правда — вдруг обидятся? Потом на ум приходят Linux и Firefox, но их можно объявить единичными исключениями, лишь подтверждающими правило и на ситуацию не влияющими.

Я решил немного разобраться в ситуации и понял, что не так уж всё и плохо, и никакого тёмного пост-пиратского будущего нам не светит.

Суть такова. Для появления творческого продукта человеку необходимы только три вещи: талант, навыки и мотивация. С талантом всё ясно — те или иные способности есть у всех без исключения людей, если только эти способности не были задушены в детстве, а вовремя обнаружены и развиты. Навыки тоже понятно откуда берутся — либо человека им учат, либо он им учится сам в процессе реализации своего таланта.

С мотивацией интереснее. Как выяснилось, деньги не являются главной мотивацией для появления творческого продукта. Если писателю нечего есть, и он продаётся в рабство издателям, рождая в результате гениальные произведения, то нельзя думать, будто в достатке он бы тупо лежал на диване и плевал в потолок. Конечно, без особого стечения обстоятельств и особого психологического настроя автора многие вещи не появились бы на свет, но исключение денежного вопроса из формулы не делает человека менее талантливым.

Даже наоборот. Один умный дядя в своей лекции (на фиглише) говорит о том, что мотивировка творческой работы через деньги даёт для работодателя отрицательный результат, а вот если специалисты имеют хороший доход, который позволяет им не думать о том, чем накормить свою кошку и как выплачивать кредиты с ипотекой, то у них мотивация для творчества возникает на пустом месте. Они готовы на досуге тратить своё время на участие в проектах свободного толка (на общественных началах), не получая за это ни копейки денег. Лишь моральное удовлетворение.

Именно таким образом появились упомянутые Linux и Firefox, да и ещё целое море открытого софта и проектов типа Википедии.

Здесь можно было статью закончить, но я бы тогда упустил один важный момент: проблема в том, что хорошо оплачиваемая и спокойная работа в офисе есть далеко не у всех. А если только-только сводишь концы с концами, батрача посменно на двух халтурах — тут конечно может быть и не до творчества. Или если раньше твоя фирма выпускала софт и держалась на плаву, а теперь благодаря интернету его (софт) вместе с кряками/кейгенами везде выложили, и вы без одной минуты обанкротились — новые версии писать будет не на что.

Увы, переходные периоды беспощадны. Большинство в новых условиях не выживает. Кто посмекалистее — тот придумывает альтернативные, более уместные в интернете, способы заработать на своём творчестве.

Бесплатный Гугл вот, например, разбогател на рекламе. И Яндекс тоже на ней разбогател. Фейсбук и Вконтакте существуют за счёт сопутствующей муры типа мини-игр. А кто-то пожертвования (донейшены) собирает. Западным музыкантам пришлось принять то, что наши знали ещё в 80-х — все деньги зарабатываются на гастролях и живых выступлениях. Киноиндустрия отсрочила свою смерть с помощью царского подарка от Кэмерона — 3D, благодаря которому зрители вернулись в кинотеатры. Книжная индустрия наверняка будет потихоньку переходить к выпуску качественных коллекционных изданий...

Ну вы меня поняли — продолжать можно до бесконечности. В общем, я уверен, что в следующем десятилетии у авторов и создателей творческой продукции даже не будет такого варианта, как основной заработок через продажу лицензионных копий.

© quantum
На иллюстрации: кадр из упомянутой видеолекции

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.

  • 1
Имхо мы все мееееедленно мигрируем в коммунизм. Если произойдет таки эволюция обычных принтеров в принтеры 3д - то и индустрия может пойти по этому же пути.

Помнится один метросайт страшно воевал с другим метросайтом из-за того, что на форуме другого метросайта были размещены фотки с первого метросайта. Война целая была. Как всё изменилось…

Вот человек два года пишет книгу (хорошую книгу, потому что он — не промышленный станок марки «Д. Донцова»). Собирает материалы, копается в архивах, ездит по городам, чтобы было как можно более достоверно. Закончил книгу, имеет на руках рукопись. Издавать книжку он права не имеет — ты ему запретил на этом зарабатывать. Его дальнейшие действия?

Перечитай пост от начала до конца.

Не вижу здесь рецептов для автора книги. Только рецепт по переходу на подарочные издания для книжной индустрии.

«В общем, я уверен, что в следующем десятилетии у авторов и создателей творческой продукции даже не будет такого варианта, как основной заработок через продажу лицензионных копий.»
На что будет жить писатель? Ах, да, писатели же должны умереть ка класс — всё же будет в виде статей в Глобальной Википедии, там авторство будет коллективное…

Писатели-ремесленники и умрут, как умерли платные браузеры и ещё много чего платного в инете.

Все это пока ты сам чего нибудь стоящего не придумал... за подобные статейки конечно не заплатят)

Ну я не вижу ничего плохого в том, чтобы продолжать торговать своим интеллектуальным трудом, если его действительно покупают и условия тебя устраивают.

Но пост, вообще-то, о другом.

> и вы без одной минуты обанкротились — новые версии писать будет не на что.

А вот зачем писать новые версии, если прекрасно работают старые?
Просто шоб было? Из любви к искусству? "Движенье- всё, цель- ничто"?

А отрицательную роль денежной заинтересованности авторов хорошо видно на примере "культовых", ради гонорара штампующих по роману в год (а то и в квартал), по одному шаблону, и всё УГ.

Новые версии пишут чтобы залатать старые дыры, добавить новую функциональность и сделать софт удобнее. Ещё временами появляются новые технологии, которые позволяют реализовать что-то новое или реализовать то, что уже было, но лучше.

Ровно тот же подход абсолютно везде.

А писать сразу без дыр не позволяет религия?

Это как асфальт укладывают в Германии, а как - в России. Чтоб наши ремонтники и их начальство всегда сытно кушали...

Писать без дыр невозможно, в случае с большим софтом даже полугодовой срок бета-тестирования зачастую не выявляет всех проблем. А если затягивать бету, то можно так никогда ничего не выпустить - будешь бесконечно отлаживать и переписывать.

Даже пословицу такую придумали - "It's Beta than nothing".

>А писать сразу без дыр не позволяет религия?
Это невозможно, причём, количество ошибок в ПО пропорционально сложности этого ПО. Понятно, что в print "Hello, World!"; сложно сделать ошибку, но во всём, что сложнее — запросто. Все технологии, системы контроля качества и тестирования могут только снизить процент ошибок, но не свести его к нулю.

Помимо этого, аппаратная часть также развивается, что даёт больше вычислительных мощностей и позволяет реализовывать функционал, который раньше был невозможен. НУ, например, в iMovie с ростом производительности компьютеров появилась функция стабилизации изображения: если камера дрожит, то программа покадрово вычисляет амплитуду колебаний и дорисовывает недостающие части кадра. Раньше это было невозможно без сложной специальной аппаратуры, а теперь — запросто на ноутбуке.

> Понятно, что в print "Hello, World!"; сложно сделать ошибку

Но ты умудрился! (лишняя запятая)

> количество ошибок в ПО пропорционально сложности этого ПО.

Угу. Так зачем усложнять? Из любви к искусству?

> даёт больше вычислительных мощностей

которые надо обязательно чем-то забить, иначе непонятно, зачем эта бесконечная гонка...
И само собой, чтобы люди каждые 2-3 года покупали новый комп - поскольку старый уже не тянет новые версии программ, а старые версии не поддерживаются...

> и позволяет реализовывать функционал, который раньше был невозможен.

Насчёт видео - согласен. Многие ли занимаются производством видеофильмов на профессиональном уровне?
А тексты пишутся так же, как 100 лет назад. Алфавит не изменился, клавиатура тоже.
Всякие полупрозрачные переливающиеся рамочки мне не нужны, кривляющаяся скрепка только раздражает, отключаю.
Проверка орфографии лишь добавляет ошибки, поскольку не знает многих слов (мультиканальный, ага...) и не понимает намерений автора использовать выразительные средства. Поэтому умные люди её отключают, а у неумных в результате её применения чудовищно растёт безграмотность.

"На мои аргументы о том, что нельзя украсть то, что не имеет физической формы и что цифровая копия не может иметь цены, поскольку при её производстве не затрачиваются материальные ресурсы"
— Бред. Простите, правда, оплачиваются не только материальные ресурсы, но и труд. Это труд в чистом виде, без ресурсов, что теперь его оплачивать не надо?

И Аппстор выжил не просто так, за деньги люди пишут софт гораздо лучший, чем бесплатный. Вот и всё.
Я согласен, что, чем больше творческой составляющей в работе, тем большую играет роль вдохновение и меньшую деньги. Но во всех сферах творчества уже все разделено на массовые продукты и то, что люди создают, простите, ради искусства. И как распространять созданное тобой, решаешь только ты. Все на что опираетесь вы, это лишь то, что сейчас существует тенденция к тому, что распространять свои труды бесплатно.

Традиционно труд оплачивается напрямую, например, работодателем за сделанную работу. А продажа кусков пластика по двадцатикратной стоимости (а тем более ноликов и единиц) это не оплата труда, а поддержка покупателем копирастической индустрии.

Одним из примеров того, как в современных реалиях напрямую оплачивается труд тех, кто создавал интеллектуальную собственность - донейшены.

Аппстор выжил по одной элементарной причине - Джобс придумал и реализовал замкнутую систему, в которой есть всё необходимое конкретному потребителю в удобном виде, и потребитель готов за это платить. Отдельные самостоятельные сервисы с похожей функциональностью никому не нужны.

Я ни на что не опираюсь, моя версия происходящего сейчас такова, что копирастия всё равно умрёт, несмотря на все усилия и идиотские моральные аргументы её защитников. Вопрос лишь в том, что будет дальше, как авторы выкрутятся из ситуации - это и есть дискуссионная часть поста.

Копирастия - однозначное зло.

Настоящие авторы будут творить всегда. И ценители их творчества найдут возможность поддержать их.
А если уйдут донцовы и маринины - будет просто замечательно.

Картинка из RSAnimate? Что-то не вспоминается лекция.
Вообще только что купил у инди-музыканта два диска за двадцать баксов (цена вручную ставится) при минимальной цене в три, а до этого ещё шесть за двенадцать. Причем музыка его распространяется бесплатно по CC-BY. Всё-таки копирастия когда-то уйдёт, но это медленный, медленный процесс.

Ох, утром не соображаю, сознание проигнорировало ссылку.

По телефону я разговариваю (голосом) и посылаю смс, графика мне в нём даром не нужна.
В игрушки не играю, считаю это бездарным убийством времени, которого едва хватает на более важные и интересные вещи.
Музыку слушаю, но не сочиняю и не обрабатываю.
Разумеется, _для профессионалов_ должно быть что-то специальное и мощное.
А все реально нужные функции для обработки текстов были уже в Ворде-6, если не раньше.
Версии 97, 2000 и 2003 по интерфейсу и возможностям от него отличались пренебрежимо мало.
2007 и 2010 - это кошмарно неудобно.
А ресурсов каждая новая версия жрёт в разы больше старой. И нафига?

Проверку орфографии всегда сразу отключаю. может быть, она и поумнела с тех пор - мне как-то пофиг. В описании новшеств версии МС-Офиса в сравнении с предыдущей я запомнил фразу: "теперь помощник не занимает отдельного окна и НЕ МЕШАЕТ РАБОТЕ". Это был 97 или 2000, не помню уже.

Забыли программисты старую заповедь: не надо чинить то, что не сломано.

Вы меня невнимательно прочитали, пишете не о том и делаете не связанные со всем этим неверные выводы.

>В игрушки не играю, считаю это бездарным убийством времени
Меня сейчас стошнит от правильности.

>По телефону я разговариваю (голосом) и посылаю смс, графика мне в нём даром не нужна.
У меня в телефоне календарь, список задач, заметки, диктофон, пульт ДУ для iTunes на компьютере, карты с пробками, которыми я постоянно пользуюсь как в машине, так и пешком, Скайп, почта, нормальный браузер, мобильный банк, переводчик, компас, нивелир, интернет-радио и ТВ. Это я так, чем более-менее часто пользуюсь, более редкие программы просто не перечислил.

>Музыку слушаю, но не сочиняю и не обрабатываю.
Я говорил про MP3. Которые не сочиняют и не обрабатывают. 20 лет назад всё это было фантастикой.

>Разумеется, _для профессионалов_ должно быть что-то специальное и мощное.
Я говорил про Интернет. Вы же пользуетесь графическим браузером. И тексты пишете почему-то в Ворде, а не на LaTex'е и не на бересте или восковых дощечках. Либо трусики, либо крестик.

>А все реально нужные функции для обработки текстов были уже в Ворде-6, если не раньше.
В мире ещё есть люди, которые верстают в терминале Юникса на LaTex'е и считают, что Ворд — это аляпистый отстой для домохозяек. Они вымирают, как динозавры, но всё ещё существуют. Свято уверены, что графический интерфейс — это зло и что всё гораздо быстрее можно делать из командной строки. Они остановились в развитии на командной строке. Вы остановились в 2000-м Ворде. И то, и другое выглядит нелепо и смешно.

Кстати, ленты в 2007-2010-м удобнее менюшек.

>Забыли программисты старую заповедь: не надо чинить то, что не сломано.
Тогда до сих пор самой сложной вычислительной машиной были бы счёты. К счастью для человечества вы в меньшинстве. :)

= У меня в телефоне календарь,

Да, очень нужная вещь, чтобы утром 1-го числа не обнаружить, что ВНЕЗАПНО начался новый месяц, и не стоять в очереди в кассу метро. ;-Р Но на метро у меня годовая безлимитка. Календарь в телефоне есть, но я им, кажется, ни разу не пользовался. И опять же, графика для него не нужна.

= список задач, заметки, диктофон, пульт ДУ для iTunes на компьютере,

как-то не ощущал потребности и не страдаю от отсутствия.

= карты с пробками, которыми я постоянно пользуюсь как в машине, так и пешком,

машины нет (ибо метро быстрее и надёжнее), все районы, где бываю чаще раза в год, держу в памяти.

= Скайп, почта, нормальный браузер, мобильный банк, переводчик, компас, нивелир, интернет-радио и ТВ. Это я так, чем более-менее часто пользуюсь, более редкие программы просто не перечислил.

почту можно посмотреть дома или на работе, лишние несколько часов не важны.
ТВ и обычное-то смотрю не более 4-5 часов в неделю, ибо просто нечего.

Ворд - разумный компромисс между старыми чисто текстовыми редакторами и новыми гламурными финтифлюшками. По творчеству я занимаюсь только текстами. Набираю в том ворде, что есть - по факту сейчас 2003. За новыми не гоняюсь.
А того, что нужно конкретно мне, в них всё равно нет - ну так я сам написал нужные макросы, заменил фабричный normal.dot на свой, и пользуюсь давно.

И по поводу счётов не передёргивайте. В 70-е годы у меня была линейка-сумматор, все вокруг фигели от такой диковинки. Так что ретроградством не страдаю. Просто надо отличать разумно необходимое от явных излишеств.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account