Previous Entry Поделиться Next Entry
О копирайте, пиратах и централизации: часть 2 — самый неожиданный аргумент копираста
ЗИС
quantum
По случаю ремонта жизнь свела меня с одним любопытным товарищем. Хлеб ему даёт работа руками, но есть ещё хобби — декламация и начитывание аудиокниг. И товарищ этот — страшный, воинствующий копираст.



Будучи эффективно вскормленным совковым образованием, он смотрит на мир через призму догм, главные среди которых — вера в авторитеты и совковая же мораль. Я даже скажу более просто и более ёмко: он — идеальная целевая аудитория Владимира нашего Владимировича Путина.

«Вор должен сидеть в тюрьме», «Что может сказать о музыке Чайковского человек без прописки?», ну и так далее. Практически слово в слово. Он уверен, что если некая статья написана на недостаточно высоком русском языке, а тем более, если её автор — не признанный мировым сообществом профессор, то в такой статье по умолчанию не может быть ничего хорошего, а изложенные тезисы не достойны даже ознакомления с ними, не то что обсуждения.

Его аудиокниги (сам оценивать не берусь, поскольку не любитель — но другие говорят, что качество не очень) уже давно разлетелись по всем треккерам и элитным помойкам Рунета, что приводит его в неистовую ярость. Он считает каждого, кто их скачивает, вором (особая пикантность ситуации в том, что часть книг он выкладывал бесплатно сам, но категорически против их распространения и скачивания не с его сайта).

На мои аргументы о том, что нельзя украсть то, что не имеет физической формы и что цифровая копия не может иметь цены, поскольку при её производстве не затрачиваются материальные ресурсы — следует в ответ аргумент о том, что в первую очередь важна его авторская воля, и если он против распространения и требует денег, то извольте все ему подчиняться, а иначе — не надо слушать аудиокниги. Аргумент конечно железобетонный, хоть и идиотский.

Но речь не о том. Это всё присказка, а сказка будет сейчас. После длительных споров однажды мне таки удалось из него вытянуть самый главный, основополагающий для всего мира аргумент, почему все торренты надо уничтожить, а всё население должно по старинке платить за каждую копию того или иного произведения.

Внимание! Потому что иначе авторы обидятся и перестанут творить свои произведения, и мы останемся без культуры в одном говне!

Поначалу эта идея обескураживает. И правда — вдруг обидятся? Потом на ум приходят Linux и Firefox, но их можно объявить единичными исключениями, лишь подтверждающими правило и на ситуацию не влияющими.

Я решил немного разобраться в ситуации и понял, что не так уж всё и плохо, и никакого тёмного пост-пиратского будущего нам не светит.

Суть такова. Для появления творческого продукта человеку необходимы только три вещи: талант, навыки и мотивация. С талантом всё ясно — те или иные способности есть у всех без исключения людей, если только эти способности не были задушены в детстве, а вовремя обнаружены и развиты. Навыки тоже понятно откуда берутся — либо человека им учат, либо он им учится сам в процессе реализации своего таланта.

С мотивацией интереснее. Как выяснилось, деньги не являются главной мотивацией для появления творческого продукта. Если писателю нечего есть, и он продаётся в рабство издателям, рождая в результате гениальные произведения, то нельзя думать, будто в достатке он бы тупо лежал на диване и плевал в потолок. Конечно, без особого стечения обстоятельств и особого психологического настроя автора многие вещи не появились бы на свет, но исключение денежного вопроса из формулы не делает человека менее талантливым.

Даже наоборот. Один умный дядя в своей лекции (на фиглише) говорит о том, что мотивировка творческой работы через деньги даёт для работодателя отрицательный результат, а вот если специалисты имеют хороший доход, который позволяет им не думать о том, чем накормить свою кошку и как выплачивать кредиты с ипотекой, то у них мотивация для творчества возникает на пустом месте. Они готовы на досуге тратить своё время на участие в проектах свободного толка (на общественных началах), не получая за это ни копейки денег. Лишь моральное удовлетворение.

Именно таким образом появились упомянутые Linux и Firefox, да и ещё целое море открытого софта и проектов типа Википедии.

Здесь можно было статью закончить, но я бы тогда упустил один важный момент: проблема в том, что хорошо оплачиваемая и спокойная работа в офисе есть далеко не у всех. А если только-только сводишь концы с концами, батрача посменно на двух халтурах — тут конечно может быть и не до творчества. Или если раньше твоя фирма выпускала софт и держалась на плаву, а теперь благодаря интернету его (софт) вместе с кряками/кейгенами везде выложили, и вы без одной минуты обанкротились — новые версии писать будет не на что.

Увы, переходные периоды беспощадны. Большинство в новых условиях не выживает. Кто посмекалистее — тот придумывает альтернативные, более уместные в интернете, способы заработать на своём творчестве.

Бесплатный Гугл вот, например, разбогател на рекламе. И Яндекс тоже на ней разбогател. Фейсбук и Вконтакте существуют за счёт сопутствующей муры типа мини-игр. А кто-то пожертвования (донейшены) собирает. Западным музыкантам пришлось принять то, что наши знали ещё в 80-х — все деньги зарабатываются на гастролях и живых выступлениях. Киноиндустрия отсрочила свою смерть с помощью царского подарка от Кэмерона — 3D, благодаря которому зрители вернулись в кинотеатры. Книжная индустрия наверняка будет потихоньку переходить к выпуску качественных коллекционных изданий...

Ну вы меня поняли — продолжать можно до бесконечности. В общем, я уверен, что в следующем десятилетии у авторов и создателей творческой продукции даже не будет такого варианта, как основной заработок через продажу лицензионных копий.

© quantum
На иллюстрации: кадр из упомянутой видеолекции

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.

  • 1
Имхо мы все мееееедленно мигрируем в коммунизм. Если произойдет таки эволюция обычных принтеров в принтеры 3д - то и индустрия может пойти по этому же пути.

Помнится один метросайт страшно воевал с другим метросайтом из-за того, что на форуме другого метросайта были размещены фотки с первого метросайта. Война целая была. Как всё изменилось…

Вот человек два года пишет книгу (хорошую книгу, потому что он — не промышленный станок марки «Д. Донцова»). Собирает материалы, копается в архивах, ездит по городам, чтобы было как можно более достоверно. Закончил книгу, имеет на руках рукопись. Издавать книжку он права не имеет — ты ему запретил на этом зарабатывать. Его дальнейшие действия?

Все это пока ты сам чего нибудь стоящего не придумал... за подобные статейки конечно не заплатят)

Ну я не вижу ничего плохого в том, чтобы продолжать торговать своим интеллектуальным трудом, если его действительно покупают и условия тебя устраивают.

Но пост, вообще-то, о другом.

> и вы без одной минуты обанкротились — новые версии писать будет не на что.

А вот зачем писать новые версии, если прекрасно работают старые?
Просто шоб было? Из любви к искусству? "Движенье- всё, цель- ничто"?

А отрицательную роль денежной заинтересованности авторов хорошо видно на примере "культовых", ради гонорара штампующих по роману в год (а то и в квартал), по одному шаблону, и всё УГ.

Новые версии пишут чтобы залатать старые дыры, добавить новую функциональность и сделать софт удобнее. Ещё временами появляются новые технологии, которые позволяют реализовать что-то новое или реализовать то, что уже было, но лучше.

Ровно тот же подход абсолютно везде.

"На мои аргументы о том, что нельзя украсть то, что не имеет физической формы и что цифровая копия не может иметь цены, поскольку при её производстве не затрачиваются материальные ресурсы"
— Бред. Простите, правда, оплачиваются не только материальные ресурсы, но и труд. Это труд в чистом виде, без ресурсов, что теперь его оплачивать не надо?

И Аппстор выжил не просто так, за деньги люди пишут софт гораздо лучший, чем бесплатный. Вот и всё.
Я согласен, что, чем больше творческой составляющей в работе, тем большую играет роль вдохновение и меньшую деньги. Но во всех сферах творчества уже все разделено на массовые продукты и то, что люди создают, простите, ради искусства. И как распространять созданное тобой, решаешь только ты. Все на что опираетесь вы, это лишь то, что сейчас существует тенденция к тому, что распространять свои труды бесплатно.

Традиционно труд оплачивается напрямую, например, работодателем за сделанную работу. А продажа кусков пластика по двадцатикратной стоимости (а тем более ноликов и единиц) это не оплата труда, а поддержка покупателем копирастической индустрии.

Одним из примеров того, как в современных реалиях напрямую оплачивается труд тех, кто создавал интеллектуальную собственность - донейшены.

Аппстор выжил по одной элементарной причине - Джобс придумал и реализовал замкнутую систему, в которой есть всё необходимое конкретному потребителю в удобном виде, и потребитель готов за это платить. Отдельные самостоятельные сервисы с похожей функциональностью никому не нужны.

Я ни на что не опираюсь, моя версия происходящего сейчас такова, что копирастия всё равно умрёт, несмотря на все усилия и идиотские моральные аргументы её защитников. Вопрос лишь в том, что будет дальше, как авторы выкрутятся из ситуации - это и есть дискуссионная часть поста.

Картинка из RSAnimate? Что-то не вспоминается лекция.
Вообще только что купил у инди-музыканта два диска за двадцать баксов (цена вручную ставится) при минимальной цене в три, а до этого ещё шесть за двенадцать. Причем музыка его распространяется бесплатно по CC-BY. Всё-таки копирастия когда-то уйдёт, но это медленный, медленный процесс.

По телефону я разговариваю (голосом) и посылаю смс, графика мне в нём даром не нужна.
В игрушки не играю, считаю это бездарным убийством времени, которого едва хватает на более важные и интересные вещи.
Музыку слушаю, но не сочиняю и не обрабатываю.
Разумеется, _для профессионалов_ должно быть что-то специальное и мощное.
А все реально нужные функции для обработки текстов были уже в Ворде-6, если не раньше.
Версии 97, 2000 и 2003 по интерфейсу и возможностям от него отличались пренебрежимо мало.
2007 и 2010 - это кошмарно неудобно.
А ресурсов каждая новая версия жрёт в разы больше старой. И нафига?

Проверку орфографии всегда сразу отключаю. может быть, она и поумнела с тех пор - мне как-то пофиг. В описании новшеств версии МС-Офиса в сравнении с предыдущей я запомнил фразу: "теперь помощник не занимает отдельного окна и НЕ МЕШАЕТ РАБОТЕ". Это был 97 или 2000, не помню уже.

Забыли программисты старую заповедь: не надо чинить то, что не сломано.

Вы меня невнимательно прочитали, пишете не о том и делаете не связанные со всем этим неверные выводы.

>В игрушки не играю, считаю это бездарным убийством времени
Меня сейчас стошнит от правильности.

>По телефону я разговариваю (голосом) и посылаю смс, графика мне в нём даром не нужна.
У меня в телефоне календарь, список задач, заметки, диктофон, пульт ДУ для iTunes на компьютере, карты с пробками, которыми я постоянно пользуюсь как в машине, так и пешком, Скайп, почта, нормальный браузер, мобильный банк, переводчик, компас, нивелир, интернет-радио и ТВ. Это я так, чем более-менее часто пользуюсь, более редкие программы просто не перечислил.

>Музыку слушаю, но не сочиняю и не обрабатываю.
Я говорил про MP3. Которые не сочиняют и не обрабатывают. 20 лет назад всё это было фантастикой.

>Разумеется, _для профессионалов_ должно быть что-то специальное и мощное.
Я говорил про Интернет. Вы же пользуетесь графическим браузером. И тексты пишете почему-то в Ворде, а не на LaTex'е и не на бересте или восковых дощечках. Либо трусики, либо крестик.

>А все реально нужные функции для обработки текстов были уже в Ворде-6, если не раньше.
В мире ещё есть люди, которые верстают в терминале Юникса на LaTex'е и считают, что Ворд — это аляпистый отстой для домохозяек. Они вымирают, как динозавры, но всё ещё существуют. Свято уверены, что графический интерфейс — это зло и что всё гораздо быстрее можно делать из командной строки. Они остановились в развитии на командной строке. Вы остановились в 2000-м Ворде. И то, и другое выглядит нелепо и смешно.

Кстати, ленты в 2007-2010-м удобнее менюшек.

>Забыли программисты старую заповедь: не надо чинить то, что не сломано.
Тогда до сих пор самой сложной вычислительной машиной были бы счёты. К счастью для человечества вы в меньшинстве. :)

= У меня в телефоне календарь,

Да, очень нужная вещь, чтобы утром 1-го числа не обнаружить, что ВНЕЗАПНО начался новый месяц, и не стоять в очереди в кассу метро. ;-Р Но на метро у меня годовая безлимитка. Календарь в телефоне есть, но я им, кажется, ни разу не пользовался. И опять же, графика для него не нужна.

= список задач, заметки, диктофон, пульт ДУ для iTunes на компьютере,

как-то не ощущал потребности и не страдаю от отсутствия.

= карты с пробками, которыми я постоянно пользуюсь как в машине, так и пешком,

машины нет (ибо метро быстрее и надёжнее), все районы, где бываю чаще раза в год, держу в памяти.

= Скайп, почта, нормальный браузер, мобильный банк, переводчик, компас, нивелир, интернет-радио и ТВ. Это я так, чем более-менее часто пользуюсь, более редкие программы просто не перечислил.

почту можно посмотреть дома или на работе, лишние несколько часов не важны.
ТВ и обычное-то смотрю не более 4-5 часов в неделю, ибо просто нечего.

Ворд - разумный компромисс между старыми чисто текстовыми редакторами и новыми гламурными финтифлюшками. По творчеству я занимаюсь только текстами. Набираю в том ворде, что есть - по факту сейчас 2003. За новыми не гоняюсь.
А того, что нужно конкретно мне, в них всё равно нет - ну так я сам написал нужные макросы, заменил фабричный normal.dot на свой, и пользуюсь давно.

И по поводу счётов не передёргивайте. В 70-е годы у меня была линейка-сумматор, все вокруг фигели от такой диковинки. Так что ретроградством не страдаю. Просто надо отличать разумно необходимое от явных излишеств.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account