?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Лестница-чудесница или машина смерти?
ЗИС
quantum
Как известно, новую линию в метрополитене северной столицы так нормально и не открыли. Задержка с пуском последней станции — «Спасской» — связана с эскалаторами. Нет, дело не в кризисе и волнениях среди гастарбайтеров. И дело не в сложных грунтах, как это было с Дубровкой в Москве, например.



Всё куда сложнее. Начальство метрополитена проводило конкурс на строительство компактного четырёхниточного наклонного хода в габаритах, привычных для трёхниточных. Проще говоря, стояла задача в тоннель для трёх эскалаторов впихнуть четыре.

Традиционный поставщик эскалаторов ЭЛЭС отказался от участия в конкурсе, а выиграл его... изобретатель Виктор Христич со своей загадочной машиной, буквально потрясающей устои отечественной эскалаторной школы. На словах его изобретение выглядит серьёзно и обнадёживающе, однако дьявол кроется в деталях. И деталей этих так много и сами они таковы, что по-тихоньку начался нешуточный скандал. В механизм заложено несколько решений, принципиально затрудняющих его техобслуживание, а ещё хуже — ряд «часовых бомб», которые, по заявлениям специалистов (или считающих себя таковыми), могут привести к серьёзной катастрофе и человеческим жертвам.

А в лучшем случае машины просто не заработают, что уже было с Христичем, и не раз. Если быть точнее, то ни один из построенных по его проекту эскалаторов (а их можно посчитать на пальцах одной руки) не смог работать как положено.

На данный момент идёт тяжёлый процесс сертификации уже установленных и вроде бы отлаженных эскалаторов «Спасской». Местное отделение «Ростехнадзора» отказалось принимать их в эскплуатацию, поскольку у них нет достаточных полномочий (слишком много несовпадений с текущими правилами технической эксплуатации), и все документы отправлены в Москву.

Остаётся только ждать. И надеяться.

Ссылки по теме:
http://metro.ru/analytics/escalator/ — большая статья Христича, описывающая всю гениальность изобретения
http://metro.nwd.ru/viewtopic.php?f=13&t=4740&start=210 — тема на питерском форуме, где на вентилятор наброшено достаточно для того, чтобы у впечатлительных по коже пошли мурашки
http://www.fontanka.ru/2009/02/06/165/ — статья на «Фонтанке»
http://lj.rossia.org/users/zhu/54849.html — частное мнение одного товарища

И под занавес поста гениальная вариация от iona:




  • 1
почитал:
http://lj.rossia.org/users/zhu/54849.html — частное мнение одного товарища

начало:
В России законны два документа: «Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов» ПБ10-77-94 и «Рекомендации по конструкции и установке поэтажных эскалаторов и пассажирских конвейеров» РД10-172-97 . Первый касается всех эскалаторов в метрополитенах (тоннельных), второй - не что иное, как устаревший вариант Европейского стандарта EN-115. Ростехнадзор разрешил его применение ТОЛЬКО для поэтажных эскалаторов.
--
начало интересное, потом идёт нагоняй. Хотя интересно почитать.
Но к началу. Здесь чётко прописано, что нормы и правила составлялись для конкретных моделей эскалаторов! При том рекомендации содраны с европейских с ограничениями. Сами за последние 20 лет ничего не придумали, только чужое взяли..
Вот если бы Ростехнадзор нормально провёл экспертизу, составил свод рекомендаций по улучшению конструкции и увеличению безопасности, конструктор внёс изменения, использовались бы более качественные детали, то это был бы, гипотетически, первый прорыв в увеличении пассажиропотока за последние полвека :)

Кстати, последний комментарий автора той заметки:
я вот внимательно посмотрел новые эскалаторы. и думаю, этот Христич все правильно придумал, просто подкачало качество исполнения. у его конструкций есть будущее, доведут до ума и закажут где надо. следующие ЭТХ будут лучше.
а эти срежут, очень возможно.

Вот.. Христич больше 10 лет работал над конструкцией и при "внимательном просмотре" всплывает, что он "всё правильно придумал" :) А дальше "просто подкачало качество исполнения". Возможно и так, но нет пока реальных испытаний.

Надеюсь что пройдёт всё более-менее успешно и уже по готовым "ходовым испытаниям" можно будет уже вносить улучшения и оптимизацию в конструкцию.

P.S. в моём городе в 30 000 никакого метро вообще быть не может, но просто за "Левшей" радею, да и за развитие страны :))

Во-первых, общественность совершенно справедливо осуждает подобные эксперименты на живых людях. Хочет гений делать свои машины - пускай собирает опытные экземпляры до тех пор, пока не научится делать нормально. Не надо будет потом ни в чём не повинным людям нервничать во время каждой поездки.

Во-вторых, доводка подобного чуда до вразумительного состояния - грязное извращение почище насильной адаптации изначально наземных Русичей для обычного метро. В таких случаях надо либо оставлять всё как есть, либо начинать всё заново с нуля.

Русские умельцы уже пытались сделать скоростной поезд "Сокол" (погуглите в Яндексе, занимательная история), и получили на выходе самый дорогой эпический провал в истории отечественных железных дорог. Потом стало ясно, что проще и дешевле купить поезда у Сименса.

да вот гению денег никто не даст на строительство и опыты. Был бы инвестор (который осознаёт риск своего вложения, что все опыты могут провалится, но на благо страны/технологий/(возможности в случае успеха сорвать куш)), который и будет пинать "гения", чтобы тот доводил до ума, не бесплатно, да ещё и достаточно быстро (относительно).
Примерно так поступают предприниматели (и бизнес в общем) на западе. Ну Медведев про это недавно говорил, что нужно не только для себя работать, но и какую-то часть денег тратить на инновационные исследования.

  • 1