?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Метрополитен имени Гаева
Gaevpalm
quantum
Дмитрий Владимирович Гаев — бессменный начальник Московского метрополитена с 1995 года — подал сегодня в отставку, чему предшествовали громкие заявления генпрокуратуры и непростые отношения с новым мэром Сергеем Собяниным.

Ниже — справочная информация о достижениях Гаева на посту начальника метро и некоторые мои субъективные впечатления.

© quantum

1. Гаев начинал карьеру как железнодорожник, потом занимался партийной работой и, наконец, в 1990 году стал заместителем начальника московского метро — Евгения Дубченко. Нестабильная работа метрополитена в начале 90-х и несколько крупных ЧП быстро определили судьбу Дубченко, который был уволен и отправлен в «почётную ссылку» в ассоциации «Метро». Так Гаев стал «директором подземного царства» на следующие 15 лет.

2. Дмитрий Владимирович был ярым сторонником внедрнения новых технологий на метрополитене. Вот список основных новшеств:

— Коренная переделка системы оплаты проезда. Вместо жетонов были внедрены сначала магнитные карточки, потом появились бесконтактные транспортные карты и, наконец, последние годы бесконтактными стали все билеты, вплоть до однопоездочных. Советские турникеты-убицы уходят в прошлое, и их место постепенно занимают новые турникеты со стеклянными дверками питерского производства (а теперь обновлённая версия — «роботы» УТ-2009). Также следует упомянуть, что Гаев был генеральным конструктором проекта «Социальная Карта Москвича», благодаря которому бабульки-контролёрши у турникетов теперь обрели чисто номинальную функцию, а все пенсионеры и многочисленные льготные категории проходят по карточкам. Появилась возможность вести точную статистику перевозок.

— После провала внедрения новых вагонов «Яуза», Гаев лично участвовал в разработке всех последующих моделей и модификаций. К настоящему моменту на линии не осталось ни одного старого вагона. «Ёжики» остались на последней линии (Таганско-Краснопресненской) и перестали быть «тёплыми и ламповыми», поскольку прошли глубокую модернизацию. Количество вагонов с принудительной вентиляцией либо кондиционером уже перевалило за 600 штук (я сбился со счёта) и к ним прибавляются ещё порядка 100 вагонов в год. Если говорить о кондиционерах, то московский метрополитен — пока единственный в стране с такими вагонами.

— Полностью выполнена программа по оснащению помещений метрополитена видеонаблюдением, все станции оборудованы несколькими колоннами экстренного вызова (довольно спорными по дизайну и влиянию на архитектуру станций, тут уж ничего не скажешь), организован Ситуационный центр, идёт программа оснащения системами видеонаблюдения в вагонах (на данный момент это три линии).

4. Ещё один важный момент — программа замены отслуживших эскалаторов на новые с попутной реставрацией исторических выходов из метро и станций. Поначалу программа буксовала (например, в общем выходе «Театральной» и «Площади Революции» работы велись три года, если память не изменяет), потом срок ремонта был сокращён до полугода. К сожалению, подвёл эскалаторный завод, который перестал справляться с возросшей нагрузкой и начались задержки (что характерно, именитые западные производители отказались делать Москве крупные тоннельные эскалаторы, их вполне устраивает производство поэтажников для торговых центров).

Реставрация ведётся может быть в некоторых моментах спорная, но по крайней мере толковая и не требующая переделок (грустным примером служит Санкт-Петербург). А уж полное восстановление и «излечение» от течей великой «Маяковской» — проект по масштабам доселе невиданный. От неугомонной архитектурной оппозиции конечно слышны крики, но обычные пассажиры вполне довольны.

5. Дмитрий Владимирович обожал прессу, а пресса обожала его. Не знаю как остальным, а лично мне каждое его интервью приносило ни с чем не сравнимое удовольствие. Интересный собеседник с отлично подвешенным языком, приятным глубоким баритоном. Компетентный и всегда «в теме», и сбить его неудобным или неожиданным вопросом было невозможно. Даже к юным метрофанатам относился по-отечески, с пониманием (что же с ними бедными теперь будет при новом начальнике?).

6. При Лужкове — верный соратник, «правая рука» по транспортным вопросам. На любом открытии новых линий и станций они всегда вместе. Размолвка произошла лишь недавно, прошедшим летом, когда Лужков и решил натравить на метро прокуратуру.

8. Гаев возродил и значительно преобразил традицию пуска особых именных поездов. По началу символических — например, «Курская дуга». Затем появилась «Красная стрела» из ярко алых вагонов с особым оформлением, грандиозный проект «Акварель» (для которого был выпущен специальный «Русич» с нишами для картин), наконец — стилизованный (тоже спорно) под исторически вагоны типа А «Ретропоезд». И это не полный список.

10. В вопросах управления Гаев действовал жёстко и весь 35-тысячный штат держал в узде, что позволяло метрополитену надёжно и с минимальными сбоями работать в тяжелейших условиях полуторократной перегрузки. Немногочисленные ЧП вроде терактов или знаменитой историей со сваями, вызваны внешними причинами, по вине же работников метро — ни одного серьёзного происшествия.

12. Что касается метростроения, то здесь говорить особо не о чем — вопреки всеобщему заблуждению, Гаев никогда метро не строил и даже в его проектировании имел лишь совещательный голос, но никак не решающий. При Лужкове метрополитен и метрострой были полностью независимыми организациями и взаимодействовали лишь на конечной стадии, когда начинался завоз оборудования и шла приёмка в эксплуатацию готовых тоннелей, станций и служебных помещений.

13. Ну и наконец — перечислю основные претензии и критику:

— Цены на проезд растут ежегодно (как и тарифы на электроэнергию — прим. авт.).

— Гаев всегда клянчил у правительства деньги на строительство новых линий, а открывалось всё равно мало (здесь следует учесть, что из-за вражды Лужкова с Кремлём метрополитен строился только из средств города, а они весьма ограничены; опять же, см. выше — метро строил не Гаев — прим. авт.).

— Гаев никак не боролся с давкой в метро (когда такой пассажиропоток, то с давкой можно бороться только железными заграждениями — и это уже вопросы к городу, который не развивает наземный транспорт — прим. авт.).

— Гаев не боролся с очередями в кассах (работа касс и так уже доведена до полного автоматизма, дальше некуда, и наоборот — появились дополнительные экспресс-кассы и экспресс-столики, билетные автоматы — прим. авт.).

— Гаев — вор, украл 112 миллионов рублей (не украл, а получил как вознаграждение по законно зарегистрированным патентам — прим. авт.).

...ну и так далее, вы поняли.

Волшебная кнопка

Метки: ,

  • 1
1. Советские лайфхаки, типа купить за пару дней билеты с рассчетом "не попасть на ажиотаж" лучше бы оставить в совке. Если нечем больше забить себе голову, кроме как втыканием в календарь булавок с флажками "купить проездной" - воля Ваша.
2. Вот так было бы совсем неплохо (картинка из учебника)
3. Я не специалист. Но год на замену эскалаторов это абсурд. За год можно жилой дом возвести и сдать в эксплуатацию.
4. Полюбуйтесь на трещины на станциях ФЛ. Посмотрите на металлические конструкции, подпирающие козырьки на открытых станциях. Почитайте про состояние дел на Белорусской-кольцевой. Потом уже ставьте диагнозы и посылайте к психиатру.

Форма планируемого кольца на схеме символизирует.

Даст Собянин на кольцо денег - будет рулить.

В ближних планах пока сохраняется гаевский контур до Савёловской, а там видно будет.

речь, кажется, о том, что кольца-то на картинке изначально и не было)
Кэп

1. Если вы не умеете заранее предвидеть наступление нового месяца - то к психиатру точно.
Повторяю: умные люди пользуются билетами, не привязанными к 1-му числу. Турникет показывает, сколько поездок осталось.
Если у вас дома "неожиданно" кончился какой-то продукт - кто виноват?
Напрасно вы считаете свою безалаберность достоинством.

> 3. Я не специалист.

Это ключевое слово.
Так что не позорьтесь.

Я не регулярно пользуюсь метро, по этому к психиатру, пожалуйста, идите сами.

>> 3. Я не специалист.

> Это ключевое слово.
> Так что не позорьтесь.

А Вы сам кто?

1. Это не советский лайфхак, а нормальное поведение во всех странах мира. Как человек с картой на целый год говорю.
2. Картинка из учебника уже не рулит, в свете текущих реалий.

1. Я не езжу на метро каждый день! Не могу в голове держать, есть у меня поездки или уже нет!
2. Какими бы реалии не были, ездить из конца в конец через центр - не гуд.

1. Покупайте не проездной, в чём проблема? Есть уже и автоматы, и кассы на 1-2 поездки на многих станциях.
2. Вопрос к МГТ и мэрии Москвы - почему не обеспечивают своевременную доставку пассажиров, вынуждая их спускаться под землю. Даже сейчас есть очень много удобных маршрутов движения наземного транспорта - но пробки...

На моей станции таких автоматов нет. Очереди у нас постоянные, и не только по первым числам. Предугадать, поеду ли я послезавтра или через две недели, не представляется возможным, по этому, как правило, беру на 5 поездок. Но первого числа обязательно попадаю в очередь :)

> На моей станции таких автоматов нет. Очереди у нас постоянные, и не только по первым числам. Предугадать, поеду ли я послезавтра или через две недели, не представляется возможным, по этому, как правило, беру на 5 поездок. Но первого числа обязательно попадаю в очередь :)
По-моему, всё-таки дело не в муже, а в роже (С) известная присказка.

пользуйтесь банковской картой с метрошным чипом. для её оформления вообще не надо даже подходить к кассам метро, поездки тарифицируются по мере использования

  • 1