?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Метрополитен имени Гаева
Gaevpalm
quantum
Дмитрий Владимирович Гаев — бессменный начальник Московского метрополитена с 1995 года — подал сегодня в отставку, чему предшествовали громкие заявления генпрокуратуры и непростые отношения с новым мэром Сергеем Собяниным.

Ниже — справочная информация о достижениях Гаева на посту начальника метро и некоторые мои субъективные впечатления.

© quantum

1. Гаев начинал карьеру как железнодорожник, потом занимался партийной работой и, наконец, в 1990 году стал заместителем начальника московского метро — Евгения Дубченко. Нестабильная работа метрополитена в начале 90-х и несколько крупных ЧП быстро определили судьбу Дубченко, который был уволен и отправлен в «почётную ссылку» в ассоциации «Метро». Так Гаев стал «директором подземного царства» на следующие 15 лет.

2. Дмитрий Владимирович был ярым сторонником внедрнения новых технологий на метрополитене. Вот список основных новшеств:

— Коренная переделка системы оплаты проезда. Вместо жетонов были внедрены сначала магнитные карточки, потом появились бесконтактные транспортные карты и, наконец, последние годы бесконтактными стали все билеты, вплоть до однопоездочных. Советские турникеты-убицы уходят в прошлое, и их место постепенно занимают новые турникеты со стеклянными дверками питерского производства (а теперь обновлённая версия — «роботы» УТ-2009). Также следует упомянуть, что Гаев был генеральным конструктором проекта «Социальная Карта Москвича», благодаря которому бабульки-контролёрши у турникетов теперь обрели чисто номинальную функцию, а все пенсионеры и многочисленные льготные категории проходят по карточкам. Появилась возможность вести точную статистику перевозок.

— После провала внедрения новых вагонов «Яуза», Гаев лично участвовал в разработке всех последующих моделей и модификаций. К настоящему моменту на линии не осталось ни одного старого вагона. «Ёжики» остались на последней линии (Таганско-Краснопресненской) и перестали быть «тёплыми и ламповыми», поскольку прошли глубокую модернизацию. Количество вагонов с принудительной вентиляцией либо кондиционером уже перевалило за 600 штук (я сбился со счёта) и к ним прибавляются ещё порядка 100 вагонов в год. Если говорить о кондиционерах, то московский метрополитен — пока единственный в стране с такими вагонами.

— Полностью выполнена программа по оснащению помещений метрополитена видеонаблюдением, все станции оборудованы несколькими колоннами экстренного вызова (довольно спорными по дизайну и влиянию на архитектуру станций, тут уж ничего не скажешь), организован Ситуационный центр, идёт программа оснащения системами видеонаблюдения в вагонах (на данный момент это три линии).

4. Ещё один важный момент — программа замены отслуживших эскалаторов на новые с попутной реставрацией исторических выходов из метро и станций. Поначалу программа буксовала (например, в общем выходе «Театральной» и «Площади Революции» работы велись три года, если память не изменяет), потом срок ремонта был сокращён до полугода. К сожалению, подвёл эскалаторный завод, который перестал справляться с возросшей нагрузкой и начались задержки (что характерно, именитые западные производители отказались делать Москве крупные тоннельные эскалаторы, их вполне устраивает производство поэтажников для торговых центров).

Реставрация ведётся может быть в некоторых моментах спорная, но по крайней мере толковая и не требующая переделок (грустным примером служит Санкт-Петербург). А уж полное восстановление и «излечение» от течей великой «Маяковской» — проект по масштабам доселе невиданный. От неугомонной архитектурной оппозиции конечно слышны крики, но обычные пассажиры вполне довольны.

5. Дмитрий Владимирович обожал прессу, а пресса обожала его. Не знаю как остальным, а лично мне каждое его интервью приносило ни с чем не сравнимое удовольствие. Интересный собеседник с отлично подвешенным языком, приятным глубоким баритоном. Компетентный и всегда «в теме», и сбить его неудобным или неожиданным вопросом было невозможно. Даже к юным метрофанатам относился по-отечески, с пониманием (что же с ними бедными теперь будет при новом начальнике?).

6. При Лужкове — верный соратник, «правая рука» по транспортным вопросам. На любом открытии новых линий и станций они всегда вместе. Размолвка произошла лишь недавно, прошедшим летом, когда Лужков и решил натравить на метро прокуратуру.

8. Гаев возродил и значительно преобразил традицию пуска особых именных поездов. По началу символических — например, «Курская дуга». Затем появилась «Красная стрела» из ярко алых вагонов с особым оформлением, грандиозный проект «Акварель» (для которого был выпущен специальный «Русич» с нишами для картин), наконец — стилизованный (тоже спорно) под исторически вагоны типа А «Ретропоезд». И это не полный список.

10. В вопросах управления Гаев действовал жёстко и весь 35-тысячный штат держал в узде, что позволяло метрополитену надёжно и с минимальными сбоями работать в тяжелейших условиях полуторократной перегрузки. Немногочисленные ЧП вроде терактов или знаменитой историей со сваями, вызваны внешними причинами, по вине же работников метро — ни одного серьёзного происшествия.

12. Что касается метростроения, то здесь говорить особо не о чем — вопреки всеобщему заблуждению, Гаев никогда метро не строил и даже в его проектировании имел лишь совещательный голос, но никак не решающий. При Лужкове метрополитен и метрострой были полностью независимыми организациями и взаимодействовали лишь на конечной стадии, когда начинался завоз оборудования и шла приёмка в эксплуатацию готовых тоннелей, станций и служебных помещений.

13. Ну и наконец — перечислю основные претензии и критику:

— Цены на проезд растут ежегодно (как и тарифы на электроэнергию — прим. авт.).

— Гаев всегда клянчил у правительства деньги на строительство новых линий, а открывалось всё равно мало (здесь следует учесть, что из-за вражды Лужкова с Кремлём метрополитен строился только из средств города, а они весьма ограничены; опять же, см. выше — метро строил не Гаев — прим. авт.).

— Гаев никак не боролся с давкой в метро (когда такой пассажиропоток, то с давкой можно бороться только железными заграждениями — и это уже вопросы к городу, который не развивает наземный транспорт — прим. авт.).

— Гаев не боролся с очередями в кассах (работа касс и так уже доведена до полного автоматизма, дальше некуда, и наоборот — появились дополнительные экспресс-кассы и экспресс-столики, билетные автоматы — прим. авт.).

— Гаев — вор, украл 112 миллионов рублей (не украл, а получил как вознаграждение по законно зарегистрированным патентам — прим. авт.).

...ну и так далее, вы поняли.

Волшебная кнопка

Метки: ,


  • 1
зайдите на Павелецкую, зайдите на Марксисткую. Там всегда очередь. Громко скажите им всем, что они долбоёбы. Наблюдайте за реакцией. ПРОФИТ.

При том, что за последние два года появились альтернативные решения для желающих купить одну-две поездки. Всё равно стоят.

  • 1