?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Мифы о метро: №3 — Умные технические термины, которые употребляют люди, ни черта в них не смыслящие
ЗИС
quantum
Речь сегодня пойдёт не сколько о мифе, сколько о повальной безграмотности и невежестве. О довольно глупой манере употреблять специфические термины, не зная (или зная неверно) их значения.

Подвижной состав — на метрополитене это вагонный парк в целом («Подвижной состав московского метрополитена насчитывает 4,5 тысячи единиц») или поезда обобщённо («Плановое обновление и ремонт подвижного состава»). На других видах транспорта — аналогично (троллейбусы в «Мосгортрансе» и маршрутки в «Автолайне» — тоже подвижной состав).

Многие деятели, когда дают интервью в прессе, или сами журналисты употребляют этот термин, понимая слово «состав» дословно («Подвижной состав „Акварель“») и нередко во множественном числе («Закуплены новые подвижные составы»), а Наталья Душкина так вообще даже в первом слове умудрилась поставить ударение на «и», давая термину совершенно детский смысл.
Запомните — никаких «подвижных составов» не бывает. «Подвижные составы» — это то же самое, что «интернеты».

Следующим пунктом у нас идёт вестибюль. Чтоб вы знали, вестибюль — это такой зал при входе в метро, где кассы, турникеты и стеклянные дверки. Вестибюли бывают наземные (в виде самостоятельных строений как на сталинских станциях), так и подземные — однако их сути это не меняет. А внизу у нас подземный зал (на односводах) или центральный зал и платформы (на пилонных/колонных станциях). Многие почему-то считают наоборот (уж больно слово красивое, но совершенно непонятное).

Показывают красный, жёлтый и зелёный (а ещё синий и лунно белый) сигнал — светофоры. Это ведь так просто! А ведь без конца нет-нет, да и обзовут их семафорами. Люди, окститесь! Семафор — это такие разноцветные палочки на ноге, они на железных дорогах начала того века использовались как первобытное средство автоматики. Почему во всей прессе возникла чёткая ассоциация, что светофор — это на автомобильных дорогах, а на железных — семафор, или что на железных дорогах — светофоры, а в метро — семафоры , — это тема, которая ещё найдёт своего исследователя. Но меня лично каждый раз передёргивает при чтении очередного перла в духе «В метро опять сломался семафор», потому что мозг услужливо рисует сию штуку в тоннеле, отчего делается очень смешно.

Ветки — на дереве, а в метро — линии. Кольцевую ветку для начала представьте себе, ага. Разумеется, есть такая специфическая штука, как «служебная соединительная ветвь», но она проходит между двумя и более линиями или между линией и депо. А уж «сиреневая ветка» для любого человека «в теме» вообще звучит как оскорбление.

В общем, совет на сегодня такой: если толком не знаете, как правильно использовать термин — лучше замените его на что-нибудь более простое и вам знакомое. Писаки, которые с помощью «подвижных составов» пытаются казаться более авторитетными и технически подкованными, чтобы произвести нужное впечатление на целевую аудиторию — в результате выглядят как мудаки. (если после прочтения последней фразы вы внезапно разозлились на автора статьи — поздравляю, у вас баттхёрт!)

© quantum

Новый пост — в следующий понедельник.


  • 1
А в деревнях говорят "ложить" и точка.

  • 1