Previous Entry Поделиться Next Entry
О «подорожании» и «несоответствии тарифов качеству предоставляемых услуг»
ЗИС
quantum
Большинство людей считают, что тарифы на проезд гораздо выше, чем уровень сервиса. Или, если перефразировать — комфорт от поездки ниже ожидаемого от заплаченной цены. То же самое относится к другим областям нашей жизни: коммунальным услугам, жилью на вторичном рынке, продуктам питания и другим товарам и т.д. Люди удивляются: «За что мы вообще платим?» Дорогие мои, вы платите не «за что», вы платите «почему».

Возможно, кто-то уже по перечисленным категориям услуг догадался, что я сейчас скажу. Правильно: впечатление о несоответствию качества цене в указанных примерах появилось только из-за подорожания.

Открою страшный секрет: никакого подорожания не было и нет. Метро не дорожает. Электрички не дорожают. Квартиры в хрущёвках не дорожают. Колбаса не дорожает. «Но как же так, — справедливо спросите вы, — Ведь цены-то растут?» Растут, разумеется. Однако рост цен не всегда обозначает подорожание. «Стой! Подорожание — любой рост цены, учит нас словарь.» Окей, давайте не будем считать подорожанием любой рост цен, хоть механический от инфляции, хоть природный из-за того что в Китае хлопок не уродился или Японию тряхнуло.

Давайте считать подорожанием только тот случай, когда продавец товара или услуги поднял цены не из-за роста себестоимости или из-за каких-то других причин, а просто так (ну денег ему захотелось, например, как в том анекдоте) или с некой целью. Можем ли мы в таком случае сказать, что всё вокруг нас дорожает? Вряд ли. Как рост пенсий не означает, что бабушки и дедушки стали богаче, так и повышение тарифов на проезд не означает, что с пассажиров решили брать больше денег за то же самое.

Впрочем, мы ведь о качестве? А вы, наверное, и не знали, что качество сервиса от текущей себестоимости может и не зависеть. Вот себестоимость от перевозки людей «номерными» и кондиционированными «Русичами» различается, конечно, но несильно.

А всё потому, что потребитель в большинстве случаев оплачивает лишь себестоимость оказания услуги и ещё маржу (если «продавец» частный), но не обустройство инфраструктуры. Никто не строит новое метро с новыми поездами для каждого следующего пассажира — метро уже есть, его открыли при Иосифе Виссарионыче и с тех пор лишь достраивали и немножко ремонтировали.

Если речь о частном бизнесе, то затраты на инфраструктуру одномоментные и потом со временем отбиваются. Если о государственном предприятии — инфраструктура финансируется из муниципального/государственного бюджета. Поэтому в метро вы не платите за то, чтобы вас везли на «Русиче» или на поезде «Акварель», вы платите просто за то, чтобы вас везли. И тариф учитывает именно себестоимость вашей перевозки (о том, почему метро стоит именно столько, а не меньше или больше — в прошлой статье).

Приведу такую аналогию. Представьте себе дом, в котором на одном этаже сдаются две квартиры одинаковой планировки. Только одна квартира — с дорогим евроремонтом, а другая — «совдеповская», со шкафом-стенкой, хрусталём и коврами. Очевидно, что владельцы будут предлагать их за разные цены, и снимающие при финансовой возможности выберут скорее квартиру «с ремонтом».

Однако учтите, что квартплата (базовая часть, без электроэнергии и телефона) будет в них одинакова, и владелец более дорогой квартиры берёт лишь за «понты» — ведь совсем не обязательно, что ремонт он делал сам, может квартира ему просто так от умершей родственницы досталась.

А теперь представьте, что вы — владелец второй, «совдеповской», квартиры. После нового года цены за коммунальные услуги выросли, и аренду вы соответственно тоже поднимаете. А жильцы в ответ возмущаются, мол, не вы оборзели за ваш убогий хрусталь столько требовать? Но денег на ремонт вам взять неоткуда, а если вы поднимите цены до соседских, чтобы накопить поскорее, то к вам вообще никто не пойдёт.

Метрополитен и все остальные находятся сейчас приблизительно в таких же условиях — средств на полное обновление инфраструктуры у них нет и не будет. Сколько «сверху» спускают — тому и рады.

На открытом рынке эту проблему для потребителя услуги решают банки, которые выдают долгосрочные кредиты на развитие, и новые игроки, которые входят сразу со всем современным (правда, и цены тоже ломят «за качество»).

© quantum

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.

  • 1
вы такой умный, вам надо из телевизера вещать

Вы такая остроумная, вам надо в «Кривом зеркале» выступать.

чо вы тут хамите, это комплимент был!

Такое ощущение, что у тебя бесконечное количество трололоватаров!

Я наверно Вас очень удивлю если скажу, что мне известно одно производственное объединение РФ, довольно крупное, продукция которого известна во всем СНГ (выпускается и продукция для метрополитена в частности), причем в некоторых аспектах своей деятельности оно является монополистом, так вот цены отпускные там не повышались с июля 2007 года. И ничего, растет, развивается.

За этот же промежуток времени цена проезда в метро подорожала:

- Новосиб - 36%
- Питер - 47%
- Москва - 64%

т.е. чем больше город, тем больше в нем ощущается удушающее действие инфляции.

Удивили не очень, вполне такое возможно.

Все это очень интересно. Но без конкретных цифр все эти разговоры безосновательны. Как с вашей стороны, так и со стороны оппонентов. Знать бы себестоимость, да плановую прибыльность, тогда было бы интереснее полемизировать. Кстати, по ссылке на анекдот статья про то, что цена определяется в большей степени рынком, а не себестоимостью.

У государственных предприятий рынка нет.

Законы рынка одни для всех. Хотя вы правы, ММ условно является монополистом, так что ему законы рынка нипочем, точнее не ему самому, а государственным органам над ним.

Очередное пустословие.

Уважаемый q-rex,

Некоторое время назад мы с вами общались по поводу стоимости разовых билетиков на проезд в метрополитене.
Вы говорили, что стоимость одноразового бланка билетика для метрополитена составляет 10 рублей.

На одном из журналов я вступил в полемику с человеком, который утверждает, что билетик обходится метрополитену в 1 рубль, а я утверждающий, что билетик обходится в 10 рублей просто сказочник. Вы не могли бы подсказать ссылочку на более или менее авторитетный источник, который бы доказывал, что разовые билетики обходятся именно в 10 рублей, а не в 1 рубль?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account