?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
О «непостроях»
ЗИС
quantum
Каждый слышал о долгостроях — проектах, реализация которых «буксует» по тем или иным причинам (чаще всего по финансовым, и ещё нередко по бюрократическим) и заканчивают их лишь через годы, а то и десятилетия после изначально предполагаемого срока.

Сегодня я хочу поговорить о более интересном явлении, которое я назвал «непострои». Это те проекты, которые упорно анонсируются и рекламируются несмотря на их заведомую нереалистичность и отсутствие активного строительства. Такие проекты либо вообще никогда не завершаются, либо в последствии меняются до неузнаваемости.

Так сложилось, что значительная часть непостроев Москвы пришлась на эпоху Юрь Михалыча Лужкова, который вообще любил всё амбициозное и давал отмашки на любые, даже самые безумные, проекты. Беда в том, что у нас было два экономических кризиса, а в такие моменты как раз самые амбициозные и страдают.

НКМ

Пожалуй, самый крупный московский непострой — лужковская программа «Новое кольцо Москвы», которая состояла из, ни много ни мало, 60 высотных комплексов по очертаниям другого непостроя — 4 транспортного кольца. Проект должен был дать городу необходимые доминанты, разбавляющие своим величием неприглядные промзоны и унылые спальные районы из типовых панельных многоэтажек. Вопреки довольно глупым обывательским представлениям, небоскрёбы (как и в «Москва-Сити», кстати, ещё одном непострое — см. ниже) должна была строить не Москва и не на московские деньги. Места под застройку разыгрывались между инвесторами на конкурсах.

А инвесторы, сами понимаете, они люди такие — на словах Лев Толстой, а на деле мы видим в прессе очередные статьи про обманутых дольщиков. Так, в частности, случилось с ЖК «Вертикаль» на Ленинском проспекте. Большая часть инвесторов и вовсе отвалилась из-за бесконечных финансовых потрясений, не доведя комплексы даже до готового проекта. А под конец нулевых программа и вовсе потеряла всякую актуальность — теперь это никому не интересно. В итоге мы получили 3 готовых башни и ещё несколько достаивающихся.

Текущий статус: отменено новым мэром.

«Москва-Сити» образца 1995 года

Нынешнее Сити — это совсем не то, что планировал сделать Лужков, когда закладывал котлован «Центрального ядра». Из-за дефолта идея накрылась медным тазом. От былого проекта архитектора Бориса Тхора (есть макет в южном подземном вестибюле моста «Багратион») не осталось ни одного небоскрёба, кроме довольно скромной «Башни-2000» даже не внутри Сити, а на противоположном берегу. Прежнее ЦЯ реализовано до −3 этажа (станции метро и подземная автостоянка), а всё, что выше — новый торговый центр, построенный с чистого листа.

Башне «Россия» оказалось не суждено быть построенной аж дважды — тхоровский «карандаш» отменили вместе с первым проектом, а «треногу» от Нормана Фостера не потянул в кризис скандально известный Шалва Чигиринский.

Евровокзал Михаила Посохина и вовсе остался на макетах. Сейчас «Метрогипротрансом» сделан предпроект менее амбициозного расширения платформы «Тестовская» для приёма скоростных поездов и подвоза людей в Сити электричками. Деньги на него выделять пока никто не собирается, так что даже это всё под вопросом.

Вызывает опасения и комплекс «Терминал», нижняя часть которого должна стать пересадочным узлом между обновлённой «Тестовской» и станциями метро. В виде котлована со свайным полем он стоит без каких-либо изменений (если не считать смену собственников) уже пять лет.

Первая версия скоростных поездов по маршруту «Внуково—Сити—Шереметьево» в форме маглева на нижнем уровне автомобильного моста и под эстакадами — вообще была настолько идиотским и нереальным проектом, что отмене удивляться не стоит. Самое смешное, что в уже построенные габариты ничего крупное не проходит, поэтому место под мостом решили приспособить под траволаторы (чтобы сделать второй пешеходный переход через реку), но местные жители отчего-то выступили против.

Текущий статус: наполовину отменено, на вторую половину построено вообще не то.

МК МЖД

Один из эпичнейших транспортных непостроев — конвертация грузового Малого кольца Московской железной дороги под пассажирское движение для разгрузки метрополитена и облегчения транспортной ситуации в городе вообще. Московские власти заявляли об этом проекте чуть ли не с конца девяностых, но мешали особые отношения с РЖД, которой принадлежит кольцо (и отдавать его они упорно не хотят).

Сменились десятки вариантов (с электрификацией, без электрификации или «под метро»), сменилось даже городское руководство, но воз и ныне там. Кроме обещаний и «завтраков» пока ничего. Тот факт, что за это время успели реализовать не один куда более затратный и масштабный проект, как бы символизирует.

Текущий статус: вместе с развязкой под Гагаринской площадью построена в конструкциях подземная станция. «Завтраки» продолжаются.

Московский монорельс

Монохрень с самого начала была одним большим городским факапом, все это понимают. Московский институт теплотехники может сколько угодно рисовать красивые картинки, префекты могут сколько угодно вешать прессе на уши красивую лапшу про то, что «у нас будет монорельс, и вот тогда заживём!», но лично я даже в продление к «Ботаническому саду» не верю — если бы хотели, то давно уже построили, благо затрат там как на один перегон метро (даже без станций, наверное).

Впрочем, другой проект монорельса другой системы в Тёплом стане вполне вероятен, ибо его будет строить владелец торгового центра на свои деньги и тут уж всё зависит от него одного.

Текущий статус: одна наполовину бесполезная линия. Продолжения банкета даже не ждите.

Деловой центр «Зенит»

Это здание — символ самого явления непостроев. Думаю, вы уже догадались, о чём речь. Разумеется, это — пресловутый «Синий зуб» на Юго-Западной.

Лучше Википедии я всё равно не расскажу, поэтому за подробностями читайте соответствующую статью.

Текущий статус: стоит в неизменном недостроенном виде, охраняется одним охранником. Один из самых боянных объектов для залаза.

Станции «Волоколамская» и «Митино»

Вы будете удивлены, но таки да — это тоже самые настоящие непострои. И то, что их в конце концов завершили, сего факта не отменяет.

А суть такова: станции начали строить в самом начале 90-х под Митинско-Бутовскую хорду. Сделали котлованы станций, немножко перегонных тоннелей, а на «Митино» даже часть вестибюля. Потом в стране наступил Большой Кабздец, и стройку бросили в самом буквальном смысле — вместе с оборудованием и щитами, даже не консервировали.

Через десять с лишним лет метрострой вернулся на площадки, но это было уже не продолжение старого строительства, а уже даже практически новое. Потому что никакой хорды никогда не будет, этот кусок линии теперь часть АПЛ. Фундаменты станций разбирали, «Волоколамскую» из сборной сороконожки переделали в монолитную колонную мелкого заложения. (можете полюбоваться на изначальные проекты: 1, 2, 3)

Текущий статус: брошено, потом построено другое другими людьми.

P.S.

Ну вы поняли — перечислять все московские, а уж тем более российские и мировые непострои можно до бесконечности, я лишь объяснил принцип. Можно принять такую схему: если разговоров и обещаний много, а дело встало и годы идут — значит, это непострой.

© quantum

На прошлой неделе был катастрофически занят по случаю продолжающегося ремонта квартиры, поэтому поста не было. На следующей — будет.

  • 1
Да, монохрень - жажа! Вместо крайне нужного соединения Королёва с Милашенкова (хотя бы трамвайного) построили такую пепяку.

Ну сколько можно эти наивные трамвайные сопли жевать? Вместо монорельса могли построить только монорельс, или вообще ничего.

Читайте мою аналитику, написанную в своё время для таких случаев как раз: http://community.livejournal.com/ru_metro/2624897.html

Ладно, что пепяка бесполезная, зато красивая и "прикольная"! А музей жалко.

Интересно! Спасибо.

PS. Удачи с ремонтом :)

А кстати про Евровокзал, это не к нему была адская идея протянуть отдельный путь через всю восточную Европу с европейской колеей?

Не к нему, это уже Якунин изобрёл. Или не самолично, но в любом случае при нём, не раньше.

Проект, кстати, винрарный и реальный - если не путаю, под него уже определено финансирование и пусковые участки.

Реальный? Ух ты, может получится настоящие ICE и TGV поснимать никуда не выезжая!

Только как бы не вышло как сейчас дело идёт со "сверхскоростной" дорогой для Сапсанов, сколько там уже насчитали в рублях, триллион?

6,5 еврейских ярдов
http://www.irn.ru/news/48676.html

На Вене, я так понимаю, дело не остановится - к Евро-18 хотят прямое сообщение с Берлином.


Упс, чото я облажался - не гора к Магомеду, а наоборот. Неправильно прочитал исходный комментарий.

Естественно, европейскую колею к нам никто всерьёз тянуть не собирался.

Edited at 2011-04-04 21:45 (UTC)

Я вот и удивлялся. А широкая колея в Европу - дак круто же.

А о сообщении с Берлином пока говорят что будут брать испанские поезда, которые по двум колеям кататься умеют, и даже быстро кататься, под 250 кмч.

А про красногорский тоннель мятро? А про кусок тоннеля в марьино, где щяс склад щебня?

Про оба вообще не слышал никогда.

Про "Зенит" это вообще жесть!!! Уж можно было бы достроить. А то скоро ведь начнёт портить вид города. На снос денег конечно нет...

Зачем сносить - он 150 лет ещё сам собой способен простоять.

Если раньше на кусочки не разберут :)))
Одним словом - бардак! А здание то видное, только вот без дела теперь стоит...

Простоит. Без стёкол и в форме бетонной развалины.
Как эта, стопятиэтажная гостиница в Пхеньяне, которую строили, строили, но у коммунизма деньги кончились. (Только там стёкла ещё не успели вставить вообще)

Эхехе, ты не в курсе чтоль? Её стеклят уж второй год (насчёт внутренностей пока неясно).

http://farm6.static.flickr.com/5171/5538552678_d64a57656d_b.jpg (свежая фотка)

Откуда ж, я о КНДР всё только от Ланькова и ashen-rus узнаю. :) Выглядит почти офигенно.
Интересно, кто бабло даёт, не уж то партия денег добыла стрельбищами по границе?

  • 1