Previous Entry Поделиться Next Entry
О смерти традиционных СМИ: часть 4
ЗИС
quantum
Наверное, самую богатую для размышления пишу дают современные новости, и особенно — в интернете. Вот о них и поговорим.



Законодателями мод в сфере интернет-новостей являются информационные агентства. В первую очередь — РИА «Новости». В их власти по собственному вкусу выводить в информационный «топ» (то есть делать новостью часа) любое малозначительное событие, или даже не событие вообще. Сейчас объясню, как это происходит.

Есть такая штука — информационный повод. Допустим, Александр Кузьмин даёт интервью «Российской газете», где рассказывает о новой транспортной политике руководства города. Казалось бы, новостью подобное интервью назвать сложно («архитектор дал интервью газете» — что за идиотская новость такая?), но не тут-то было. Информационное агентство выделяет два-три самых интересных высказывания и пускает их в оборот — вот и появляются заголовки типа «Кузьмин заявил, что...»

Ещё один излюбленный источник для инфоповодов — пресс-конференции. Одну прессуху можно раздербанить сразу на пять-десять разных заголовков. А если это пресс-конференция, допустим, начальника метро (которое само по себе — любимый инфоповод СМИ, об этом ниже), то эти заголовки становятся уже не новостью часа, а новостью дня.

У человека непосвящённого складывается впечатление, что ньюсмейкер специально вышел на трибуну, дабы громогласно сообщить ту или иную информацию, которую нам заботливо и ретранслируют. Или как минимум собрал пресс-конференцию специально, чтобы сообщить какой-то факт. Который, на самом деле, является чем-то рутинным. Ну подумаешь — объявил человек очередные сроки открытия станций, или там сказал сколько вагонов предстоит заменить. А во всех СМИ уже кричащие заголовки.

Идея информационных поводов подарила агентствам возможность делать новости из воздуха и накачивать эфир сотнями копий и пересказов одной и той же пустышки — ведь каждое издание считает своим долгом ретранслировать известие себе, а вдруг читатели не знают о существовании других изданий и интернета? В лучшем случае — даже если инфоповод по делу — издания генерируют ещё и версии данного события, перепевая основные детали всяк на свой лад.

Любимые инфоповоды для московского региона:
— транспорт, и в первую очередь — дороги, автомобили;
— скандалы, связанные с крупными строительными проектами (развязки, торговые центры, жилые комплексы, Москва-Сити);
— московское метро — наше всё (сюда идёт любая мелкая фигня, начиная с падений на пути и сломанных составов, заткнувших часть линии аж на 15 минут);
— мэр (заявления, постановления, высказывания);
— как ни странно, авиация (вообще любая, например, банальная нештатная посадка Боинга-737 на другом конце света из-за отказа стюардесс подать пилотам кофе какого-нибудь из дублирующих приборов или драки пьяных пассажиров);
— смерть известных людей;

Конспирологи будут обрадованы тем, что элементы данного списка, кроме, собственно, инфоповодов, несут в себе цель: напугать, накормить обещаниями или давить на чувства в разных пропорциях. Власти держат нас в требуемом тонусе, ага. Чтобы мы, значит, не забивали себе голову всякими глупостями, типа митингов против известно какой партии.

Благодаря информационным поводам, новости перестали быть новыми. Теперь не важно, если чиновник говорил то же самое месяц или полгода назад — любое его новое заявление, сочтённое достаточным для инфоповода, опять разойдётся по всем газетам, радио и телеканалам. У большинства людей память на такие вещи короткая — они схавают. Другие возмутятся тем, что чиновник повторяет то же самое, но ничего не делает (восхитительная претензия не по адресу!). Информационный повод подаётся «как есть» — просто нужно немножко изменить текст, чтобы не уличили в плагиате, и новость готова. Не нужно помнить предыдущие события, не обязательно даже вставлять аналитику — зачем? И без этого прокатит.

Всё это обнажило чудовищную, просто катастрофическую деградацию и непрофессионализм наших нынешних СМИ. Зачем держать целую редакцию профессиональных обозревателей, каждый из которых писал бы исключительно по тем темам, в которых он разбирается? Он бы ещё и следил за тем, чтобы повторяющиеся новости лишний раз в эфир не пускать или в сносках бы напоминал. Вместо этого можно нанять бездарей-студентов, которые практически «за еду» будут генерировать тысячи сообщений и из какой-нибудь внутренней новостной базы данных выдёргивать связанную (related) информацию, порождая шедевры типа: «Начальник метро объявил о закрытии такой-то станции на ремонт <…> К сведению, Московский метрополитен носит орден Ленина, а месяц назад на вот такой линии сломался поезд».

Всё-таки качественные новости подразумевают работу с материалом и проверку фактов. Но это долго. Нужно просматривать/прослушивать запись пресс-конференции, стенографировать все информационно насыщенные части, созваниваться с пресс-службой и уточнять какие-то непонятные моменты. Кто же будет заморачиваться?

Однако если вы думаете, что современные СМИ заточены на максимальную оперативность — то это тоже зря. Крупные катастрофы и происшествия в Твиттере освещаются быстрее и качественнее (первые твиты уже через минуту после события и нет лишней мусорной информации).

Ещё одна замечательная тенденция — когда по этим новостям делается аналитика (у меня об этом был пост совсем недавно). Осталось ещё по мотивам такой аналитики делать новости, и круг замкнётся.

После кризиса, когда собственники изданий поплакали над цифрами доходов от рекламы, это стало заметно ещё сильнее. Зараза халтуры и непрофессионализма пожирает всё вокруг.

В общем, так и получаются «свежие» новости о ещё одной линии монорельса, которым уже три года от роду; случаи, когда один дурак плохо услышит, а другие повторят; сообщения в духе «Капитан Очевидность»; ну и бесконечные ляпы. Индустрия новостей стала похожа на сайты с кряками и кейгенами десятилетней давности — пока будешь искать требуемое, пересмотришь кучу порнобаннеров, будешь без конца закрывать всплывающие окна и подцепишь пару вирусов/троянов. А потом выяснится, что скаченное выкидывает ошибки и работает через два раза на третий.

© quantum
Картинка из вот этого поста

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.

  • 1
Однако и нюх у господина Бобылева...

Нюх - это всё же у машинста.
Бедняга, сколько же он времени женщин не видел, если на запах дамы так среагировал...

Не понял про машиниста. Почему нюх проассоциировался именно с этой профессией?

Читайте последние слова внимательно.
Машинист, видимо, совсем одичавший без женской ласки, почувствовав _запах_дамы_, врубил экстренное.
О последующей реакции дамы, впрочем, умалчивают...

Картинка в заглавии новости намекает.

Запах дамы? Улыбнуло :)

Кстати, отчётливо видна любовь наших СМИ к картинкам "лишь бы прилепить": откуда на АПЛ взялся номерной? Уж можно было бы картинку с Русичем найти. Хорошо, что не ЭД4М на фотке :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account