?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
О копирайте, пиратах и централизации: часть 1 — объединение контента
ЗИС
quantum
Новый цикл статей будет посвящён одной из любимых тем для холиваров: бесконтрольному распространению контента в Сети и его объединению, попранию авторских прав и, наконец, кровавым пиратам, «разувающим несчастных правообладателей до трусов».



Начать хотелось бы с явления, которое я вижу позитивным и очень важным, но оно почему-то остаётся незамеченным публикой. Речь идёт о качественном переходе интернета от бездумного собирательства к объединению и систематизации собранного.

Раньше всюду царила острая конкуренция — у кого больше юзеров, у кого больше файлов, у кого больше книг или фильмов и т.д. Сейчас всё утряслось, самые сильные вытолкали всех остальных с рынка и начали работать над развитием содержимого.

Условно говоря, если до этого вы метались между сайтами в поисках фильма с нужным вам переводом и желательно качеством поприличнее, то теперь можно зайти на Rutracker и просто выбрать требуемый размер картинки (SD, 720p, 1080p) — там будут все существующие дорожки переводов, а насчёт качества можно даже не заморачиваться (если это не экранка, конечно). Более того, авторы раздач ещё и соревнуются за качество, так что «клиенты» (то есть мы) тем более остаются в выигрыше.

Я уверен, что это только начало. Пройдёт совсем немного времени, и можно будет на одном ресурсе при поиске, допустим, книги получить на выдаче единый сборник из всех изданий, всех переводов, всех аудиоверсий и заодно фильм по этой книге во всех размерах со всеми дорожками, субтитрами и комментариями режиссёра.

Ну а следующим закономерным этапом будет создание портала, где окажется всё то же самое, только уже в мировом масштабе на всех существующих языках.

Не верите? Посмотрите на императрицу энциклопедий — Википедию. Могли ли вы предположить, что в поисках интересующих сведений не полезете на пыльную книжную полку за Брокгаузом и Ефроном, Ожеговым или атласом за позапрошлый год, потому что новый руки купить не доходят? Могли ли вы предположить, что вам нужно будет лишь сделать поисковый запрос и сразу получить исчерпывающую информацию практически по любому вопросу?

Всё будет оцифровано и собрано вместе. Уже можно с относительной лёгкостью найти такие музыкальные раритеты, за которыми в былые годы фанатичному меломану пришлось бы ехать на другой конец планеты, дабы достать вожделенную пластинку и потом проигрывать не чаще раза в год — чтобы не попортить. На очереди — печать, то есть старые газеты, журналы, иллюстрированные альбомы и коллекционные издания.

Затем — обучение. Западные университеты уже давно и успешно выкладывают для свободного скачивания лекции своих преподавателей. Осталось лишь объединить их с другими учебными материалами (отобрав лучшие, разумеется), и уже новое поколение ребятишек с ноутбуками и планшетами будут сами себе составлять индивидуальные курсы обучения интересующим наукам, избавившись от многочасового сидения за неудобными партами, истерических криков климактеричных училок, унылых контрольных работ и бесполезных домашних заданий.

Естественно, это не может не вызывать острую боль в заднице у представителей тех индустрий, которые раньше кормились своим монопольным положением по продаже соответствующих видов контента. А теперь одна такая мега-раздача сможет оставить без лишней прибыли сразу несколько крупных корпораций. Не говоря уж о переводе детей на самообучение, которое выкинет на мороз сразу целое министерство образования со всем персоналом нахлебников.

И естественно, они будут препятствовать естественному прогрессу всеми способами, как луддиты. Они будут закрывать треккеры, судиться с юзерами файлообменных сетей, давить на совесть путём абсурдных сравнений копирования нулей и единиц с кражей колбасы у голодающих детей Африки.

Но люди уже никогда не откажутся от тех удобств, которые им даёт свободный обмен информацией.

Процесс необратим. Фарш обратно не провернёшь. Зубную пасту в тюбик не затолкаешь. Джинн выпущен из бутылки.

© quantum

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.


  • 1
Квадратные корни - это не самоцель, это не вещь в себе. Это лишь инструмент в решении каких-то задач. Если эти задачи есть, то для их решения и нужно учить использовать соответствующие инструменты.

Не должно быть такого, что жопа есть, а слова нет. Не должно быть такого, что человек пятнадцать лет учится проектировать дамбы, а потом идёт менеджером по продаже бюстгалтеров - потому что он в этом случае решает задачу как самому пожрать и детей накормить, а не дамбу построить.

>Это лишь инструмент в решении каких-то задач
Этим инструментом нужно владеть до того, как появились задачи его требующие, а не в момент, когда такие задачи свалились. «Леночка, напечатай-те ка мне приказ — Минуточку, Александр Иванович, только „MS Word для чайников“ самовыучу, а то раньше мне этот инструмент не нужен был».

>человек пятнадцать лет учится проектировать дамбы, а потом идёт менеджером по продаже бюстгалтеров
Уходишь от темы. Выбор будущей профессии никоем образом к самообучению не относится.

Кость, ты на досуге-то почитай всё ж Моргена, сначала основной пост, а потом другие его посты в примечаниях - там многие типичные заблуждения разобраны.

В данном случае: http://fritzmorgen.livejournal.com/55348.html

Стёп, простые вопросы.

Ребёнок способен самостоятельно захотеть и научиться читать без общения со взрослыми? Да/Нет
Ребёнок способен сам, без общения со взрослвми захотеть и научиться говорить? Да/Нет

Эй, стоп. Как это без общения со взрослыми? Ты ещё спроси, может ли ребёнок появиться на свет без участия папы и мамы!

Edited at 2011-06-06 19:08 (UTC)

>Как это без общения со взрослыми?
Иначе это уже не самообучение, это уже просто обучение безо всяких само.

Я как бы повторяю свои вопросы…

Обучение/самообучение начинается там, где родители уже не могут выдерживать темп передачи ребёнку новых знаний. Именно в этот момент - где-то в районе 6 лет - надо давать возможность самому их получать. Раньше это была родительская библиотека, теперь ноут/планшетник.

Опровергни, например.

Обучение начинается с первых дней жизни. Самообучение тоже. Но без усилий со стороны других людей ребёнок разве что ходить научится сам, да и то, позже, чем со специальными упражнениями.

Ты ушёл от ответов. Ну мы как бы оба поняли, каковы они. Сам ребёнок без усилий со стороны взрослых не может научиться нормально говорить. Скорее всего, в разумные сроки (до 6 лет) не сможет научиться читать. Он просто не захочет, ему это для себя просто не нужно, а принимать самостоятельно решения о том, что ему может понадобится в перспективе, он не может. Начинается всё с обучения безо всяких само. Это уже потом, может быть, да и то спорно. Приходим к тому, с чего начали: только лишь самообучение невозможно.

Я и не говорил о некоем сферическом самообучении в вакууме, когда участие взрослых - ни-ни. Да и в посте речь идёт в первую очередь о замене именно школы на самообучение, а не всей жизни.

Алсо, ты мне подкинул сейчас идейку для соответствующей аналитики. Надо будет внеплановый выпуск этой теме посветить.

О, вот эту оговорку и надо было делать. Что ты не против обучения, а против классической школы. Это как бы разные вещи.

И про то, что я против обучения как такового - тоже не говорил, боже спаси. Самообучение через интернет - это именно что обучение. Просто человека будет не конкретные живые дяди и тёти учить, а объединившиеся вместе люди со всего мира, которые составили тот или иной курс обучения.

«Если тебя могут понять неправильно — тебя поймут неправильно.» Перефразирую:

О, вот эту оговорку и надо было делать. Что ты не против вообще обучения кого-либо кем-либо и полную замену его самообучением, а против классической школы. Это как бы разные вещи.

  • 1