?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
О самообучении
ЗИС
quantum
В комментариях к предыдущему выпуску Аналитики, где вскользь упоминается тема самообучения детей в интернете, у нас с Костей получилась интересная дискуссия, которая дала мне идею для написания данной статьи.



Здесь пойдёт моя собственная отсебятина — то есть, какой именно я бы хотел видеть новую систему образования, построенную на базе Сети. С одной стороны, это мечты и фантазии, с другой — никто не мешает хоть завтра взять и реализовать мои идеи на практике, благо в 2011 году технологии позволяют. Если бы я располагал необходимым количеством свободного времени, то может даже и сам что-нибудь попробовал запилить.

Суть такова: по вики-принципу создаётся портал, где будут представлены всевозможные образовательные материалы в виде большого дерева, в основе которого — те, будем их называть привычными словами, базовые знания, из которых исходят почти все науки и области знания человечества.

Система построена в виде уровней, почти как компьютерная игра. На каждом уровне предлагается некий набор рекомендуемой литературы (прямо в виде ссылок на сами издания) и непосредственно образовательные материалы в виде параграфов, презентаций, лекций.

От базы начинают расходиться ветви — отдельные науки, также со своими базовыми и более продвинутыми знаниями, появляющимися по мере продвижения «вверх».

Отличие от компьютерной игры и традиционной школы будет в том, что обучающийся сможет «проходить» уровни в произвольном порядке. Уже изученные материалы отмечаются чекбоксом (для наглядности продвижения), и тогда можно будет отложить что-то «на потом» и перейти к следующему уровню, а затем вернуться и изучить пропущенное.

Такая система позволит без проблем «войти» абсолютно любому человеку с произвольным багажом знаний. Уж «базу» после этого точно будут все знать.

По мере развития проекта, под одной «крышей» будут объединены материалы по самым различным темам — от элементарной арифметики до, например, метростроения. От древних наук до факультативов и коротких часовых курсов.

Удобные инструменты общения позволят участникам обмениваться опытом и помогать друг другу в случае возникновения трудностей при изучении каких-то сложных моментов.

А ещё надо не забыть об интерактивности — виртуальные лабораторные работы (можно даже совместные, почему бы и нет?), тесты, «умные» рабочие поверхности…

Здесь стоит упомянуть очевидные преимущества перед традиционной классно-урочной системой:
— знания, полученные самостоятельно, а не поданные насильно, усваиваются как минимум лучше, а как максимум — усваиваются вообще.
— схема, при которой каждый индивидуум изучает материалы со «своей» скоростью и в особом порядке, более адекватна, нежели коллективная зубрёжка некой усреднённой программы.
— эффективность обучения не зависит от личности преподавателя, его умения грамотно и интересно подать материал — напротив, всем желающим будут доступны лучшие видеолекции именитых профессоров, которые как никто другой смогут рассказать о «своём» предмете.
— все доступные знания представлены вместе, в виде одного большого справочника, куда можно всегда заглянуть за нужной информацией или освежить память по какой-либо теме.
— если речь идёт о каких-то спорных предметах, таких как история или современные точные науки, участники не будут зависеть от какой-то одной точки зрения одного автора учебника, а, наоборот, смогут изучить «острые» моменты со всех сторон и сделать самостоятельные выводы.

Страшно представить, какую мощь и эффективность будет иметь такая система обучения. Это уже не эволюция, а настоящая революция в образовании — впервые за многие века.

Вот только боюсь, что общество и, в особенности, господствующие государства пока не готовы к тому, что новое поколение будет настолько умным и развитым.

© quantum
На иллюстрации: картинка по запросу «стодолларовый ноутбук»

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.


  • 1
Не нужно быть доктором наук даже хотя бы в одной из перечисленных наук, не говоря уж обо всех сразу, чтобы построить хорошую машину.

Я сомневаюсь, что во всей автомобильной индустрии востребованы специалисты такого уровня, которые строят новые модификации Bugatti Veyron. В большинстве случаев достаточно уровня Dacia/Renault Logan.

Впрочем, обычно для того, чтобы построить хорошую машину, нужно до это построить с десяток не таких хороших. Выпускник вуза, которого учили пятнадцать лет, построит херню (если вообще что-то построит), тогда как гаражный автослесарь с неполными девятью классами за плечами с лёгкостью соорудит что-то способное ездить.

Это распространенное заблуждение родом из советской пропаганды. Тогда было очень популярно унижать всех "яйцеголовых" - чё ты там формулы свои считаешь, ты кувалдай давай пофигачь, видал чё Степаныч вчера из металлолома сварганил?

Во-первых, только один из 10000 автослесарей, являющийся талантом, может сделать что-то необычное. При этом 30% студентов превосходят его достижения уже на 4-5 курсе.
Во-вторых 100% студентов, оставшихся работать по специальности, через год превосходят 100% слесарей.
В-третьих Бугатти Вейрон у слесаря не получится никогда, в отличие от.

Ровно наоборот. Заблуждение родом из советской пропаганды - "советское образование лучшее в мире".

Тогда как по сути человек в своей жизни учился три раза - сначала в советской школе, где ему давали полный багаж самых разных, но совершенно бесполезных знаний, потом в вузе, где его учили заново и параллельно продолжали грузить лишним, а затем непосредственно на работе, где из него пытались выбить всю ту дурь, которую дало "лучшее в мире" образование.

Пример со слесарем показывает лишь одно - из двух людей, один из которых что-то делает, а другой этому учился, второй всегда будет работать хуже.

Если рукастому слесарю дать курс точных наук в нормальной форме - он будет гораздо более ценным работником в конструкторском бюро завода, чем лоботрясы из вузов, которые половину пробухали, а вторую половину им прочитали полумаразматичные мухоморы по дедовским учебникам.

Я сожалею, но миф о советском образовании - картошка, бухло, никчемные лоботрясы, вот бы всех послать на завод - полностью воспроизводите вы, а не я.

Продолжу издеваться над вашей логикой - любой толковый бухгалтер заткнет за пояс студента математика, любая секретарша - любого специалиста по управлению, любой разноробочий - любого физика. Да-да-да. "Я из крестьян, поэтому такой сообразительный, не то что вон те вырожденцы - интеллигентские дети".

Я не знаю где вы работаете и какое у вас образование, но я в своей области деятельности, как человек с посредственным образованием, вижу просто пропасть между собой и людьми с плохим/без образования, которую им можно преодолеть отучившись в моем институте. И между собой и людьми с хорошим образованием, которую я могу сократить только с помощью работоспособности, преодолеть же целиком мне ее уже не удастся.

Всех послать на завод - это и правда при совке было популярно, но только это вовсе не миф. Впрочем, как найдёте подобные призывы в посте - обращайтесь, а то я сам не помню чтобы это писал.

В бухгалтерском отделе толковый бухгалтер заткнёт за пояс сразу десятерых студентов - какое здесь издевательство над логикой? При этом у данного бухгалтера может не быть специального образования, достаточно факультатива.

Как-то вообще так вышло, что в 2011 году дипломы превратились в пустоту. За дипломы больше не берут, а берут за умения. Студент здесь пролетит в первую очередь потому, что сейчас без опыта предпочитают не брать в принципе.

Мне повезло работать в той области, где образования не существует (и это прелестно, хотя наверняка найдутся мудаки, которые с умным видом будут заявлять, что для репортажной съёмки неплохо бы оптику знать, физику, и как же без математики обойтись - выдержку с диафрагмой без неё не посчитаешь). Никакой пропасти я нигде не вижу, зато прекрасно вижу, что 11 классов общеобразовательной школы отравили мне лучшие годы жизни и навсегда отвадили от желания вообще хоть какое-то личное время посвящать целенаправленному изучению чего-либо, даже если нужно. Я себя даже книги читать и то заставляю.

> Мне повезло работать в той области, где образования не существует

Ну это-то невооруженным взглядом видно. Ваши рассуждения хорошо подходят для занятий, требующих максимум года обучения на курсах. Да всем кто идет сейчас в институт, институт не нужен. Половине нужно ПТУ, а половине техникум. Их-то и можно заменить самообучением по вашем системе или годичными курсами для ленивых, причем с них надо брать большие деньги.
Ни в одной инженерной специальности это не прокатит. Собственно это уже и сейчас так - каждый учится в институте как хочет, на выходе плачевный результат, за редким исключением.

> Собственно это уже и сейчас так - каждый учится в институте как хочет, на выходе плачевный результат, за редким исключением.

Вот здесь очевидная логическая ошибка. Человек, который учится "как хочет" после 9-11 классов школы в принципе не может быть равен человеку, который был с самого начала на самообразовании.

Университетское образование можно получить и без университета, что доказывают многие века частного образования, которое существовало задолго до привычного нам массового. Просто раньше это было по карману только состоятельным семьям, затем (при совке) нужна была внушительная домашняя библиотека, которой располагали единицы. В современном мире этих препятствий нет.

Вы продолжаете говорить абсурдные вещи. Образование было дорого, потому что было дорого содержание неработающего ученика. Эту проблему, кстати, наличие дешевого интернета никак не снимает. Ну и никаких внушительных библиотек при совке не требовалось - откуда у вас такие мифические представления?
При этом никаких легионов самообразованных инженеров вы мне показать не можете. Не говоря уже о младших школьниках, которые научились читать и писать без помощи мам и учителей. Все современное дистанционное обучение - это попытка привнести образование туда, где не хватает денег на традиционные формы обучения. При этом стиль традиционного образования сохраняется: учитель, программа, лекции, семинары, самостоятельная работа, экзамен - все на месте, только через интернет и самостоятельной работы больше.


>Не нужно быть доктором наук даже хотя бы в одной из перечисленных наук
Нет, нужно просто ими владеть на уровне автоматизма, чтобы не задумываться, когда применяешь те или иные знания.

>достаточно уровня Dacia/Renault Logan
Этот уровень с точки зрения инжерении нисколько не ниже Bugatti Veyron, потому что, в отличии от Veyron, Logan нужно сделать ещё и дешёвым, сохранив при этом приемлемый уровень комфорта, безопасности и технических характеристик. Прокачать тачку могут в любом гараже, а вот сделать годную серийную машину — нет. Потому что знаний нет.

>гаражный автослесарь
Гаражный автослесарь не сделает безопасную машину. Он не сделает хорошо выглядящую дешёвую серийную машину. И ещё много чего не делает. А нечто едущее с колёсами он сделает вовсе не потому, что у него всего 9 классов за спиной вместо 15, а потому что полжизни с железками возится, а у выпускника опыта вероятно нет. Да и то, сомнительно: если человек настроен работу по специальности, то практиковаться будет до выпуска, возможно трудоустроится ещё до выпуска и будет уметь к моменту выпуска больше автослесаря и на другом уровне.

Чтобы владеть науками на уровне автоматизма, достаточно базы. О чём я и говорю.

Ты сильно заблуждаешься. Перескачу на компьютерную область - по 90-нанометровому техпроцессу сейчас сделать чип гораздо проще и дешевле, чем по 45-нм. Чтобы построить дешёвую машину, не нужно тех титанических усилий, которые требуются при создании автомобиля-чемпиона, не нужно искать новые решения - достаточно подобрать баланс из уже имеющихся.

Выпускник тоже не сделает, и что?

Если человек настроен на работу по специальности, то он сейчас вынужден потратить 15 лет жизни на просиживание штанов в морально устаревшей, неэффективной системе. Если ему дать возможность учиться нормально, он это сделает и быстрее, и лучше, и без мусора в голове.

Это не говоря о побочных сторонах жизни типа самостоятельности и ответственности.

Вы так и не раскрыли, что должно нас всех превратить в прекрасных икаров, чтобы мы самостоятельно и безошибочно бросились на встречу знаниям, отринув затхлую старину.

Может быть у вас просто возрастной кризис начинается? Очень похоже.

Ваша позиция для меня остаётся загадкой - с одной стороны, вы пытаетесь меня упрекнуть в поклонении советской системе образования (что абсурдно), с другой - скептически относитесь к любой альтернативе этой самой системе образования, то есть очевидно предлагаете сохранить всё как есть.

И какой вы хотите услышать ответ на этот глупый вопрос человека, который уже давно получил образование и заново его получать не будет?

Ну я предполагал, что вы работаете где-то, где ваши 5 лет в институте абсолютно не нужны и в своем посте просто сожалеете об этом.

Я работаю там, где эти года нужны и вас, как человека фактически без образования, не могу поддержать в том, чтобы качественное образование упразднить. Просто вы, описывая то, как и почему его будете упразднять, очень четко копируете совковую риторику в поддержку рабочей молодежи. Наверное генетическая память.

Моя идея не имеет ничего общего с рабочей молодёжью, наоборот, предложенная система будет давать больше людей с высоким уровнем образования, нежели сейчас.

> качественное образование упразднить

Упразднять нечего, поскольку качественного образования в нашей стране нет. В международный рейтинг вузов мира попал только МГУ на каких-то задних позициях. Называть качественными устаревшие лекции полумаразматичных мухоморов, читаемые в пыльных аудиториях сотням быдлостудентов, у которых на уме только бабы и бухло - это надо быть очень наивным человеком с догматичным мышлением.

Коллега, если вы плохо образованы, не надо поливать грязью тех, кто достойно учится.

Выпускники МГУ, МФТИ, Бауманки, НГУ и других прекрасных ВУЗов идут у работодателей просто нарасхват. Вы просто совсем далеки от темы, извините.

  • 1