?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
О самообучении
ЗИС
quantum
В комментариях к предыдущему выпуску Аналитики, где вскользь упоминается тема самообучения детей в интернете, у нас с Костей получилась интересная дискуссия, которая дала мне идею для написания данной статьи.



Здесь пойдёт моя собственная отсебятина — то есть, какой именно я бы хотел видеть новую систему образования, построенную на базе Сети. С одной стороны, это мечты и фантазии, с другой — никто не мешает хоть завтра взять и реализовать мои идеи на практике, благо в 2011 году технологии позволяют. Если бы я располагал необходимым количеством свободного времени, то может даже и сам что-нибудь попробовал запилить.

Суть такова: по вики-принципу создаётся портал, где будут представлены всевозможные образовательные материалы в виде большого дерева, в основе которого — те, будем их называть привычными словами, базовые знания, из которых исходят почти все науки и области знания человечества.

Система построена в виде уровней, почти как компьютерная игра. На каждом уровне предлагается некий набор рекомендуемой литературы (прямо в виде ссылок на сами издания) и непосредственно образовательные материалы в виде параграфов, презентаций, лекций.

От базы начинают расходиться ветви — отдельные науки, также со своими базовыми и более продвинутыми знаниями, появляющимися по мере продвижения «вверх».

Отличие от компьютерной игры и традиционной школы будет в том, что обучающийся сможет «проходить» уровни в произвольном порядке. Уже изученные материалы отмечаются чекбоксом (для наглядности продвижения), и тогда можно будет отложить что-то «на потом» и перейти к следующему уровню, а затем вернуться и изучить пропущенное.

Такая система позволит без проблем «войти» абсолютно любому человеку с произвольным багажом знаний. Уж «базу» после этого точно будут все знать.

По мере развития проекта, под одной «крышей» будут объединены материалы по самым различным темам — от элементарной арифметики до, например, метростроения. От древних наук до факультативов и коротких часовых курсов.

Удобные инструменты общения позволят участникам обмениваться опытом и помогать друг другу в случае возникновения трудностей при изучении каких-то сложных моментов.

А ещё надо не забыть об интерактивности — виртуальные лабораторные работы (можно даже совместные, почему бы и нет?), тесты, «умные» рабочие поверхности…

Здесь стоит упомянуть очевидные преимущества перед традиционной классно-урочной системой:
— знания, полученные самостоятельно, а не поданные насильно, усваиваются как минимум лучше, а как максимум — усваиваются вообще.
— схема, при которой каждый индивидуум изучает материалы со «своей» скоростью и в особом порядке, более адекватна, нежели коллективная зубрёжка некой усреднённой программы.
— эффективность обучения не зависит от личности преподавателя, его умения грамотно и интересно подать материал — напротив, всем желающим будут доступны лучшие видеолекции именитых профессоров, которые как никто другой смогут рассказать о «своём» предмете.
— все доступные знания представлены вместе, в виде одного большого справочника, куда можно всегда заглянуть за нужной информацией или освежить память по какой-либо теме.
— если речь идёт о каких-то спорных предметах, таких как история или современные точные науки, участники не будут зависеть от какой-то одной точки зрения одного автора учебника, а, наоборот, смогут изучить «острые» моменты со всех сторон и сделать самостоятельные выводы.

Страшно представить, какую мощь и эффективность будет иметь такая система обучения. Это уже не эволюция, а настоящая революция в образовании — впервые за многие века.

Вот только боюсь, что общество и, в особенности, господствующие государства пока не готовы к тому, что новое поколение будет настолько умным и развитым.

© quantum
На иллюстрации: картинка по запросу «стодолларовый ноутбук»

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.


  • 1
Чтобы владеть науками на уровне автоматизма, достаточно базы. О чём я и говорю.

Ты сильно заблуждаешься. Перескачу на компьютерную область - по 90-нанометровому техпроцессу сейчас сделать чип гораздо проще и дешевле, чем по 45-нм. Чтобы построить дешёвую машину, не нужно тех титанических усилий, которые требуются при создании автомобиля-чемпиона, не нужно искать новые решения - достаточно подобрать баланс из уже имеющихся.

Выпускник тоже не сделает, и что?

Если человек настроен на работу по специальности, то он сейчас вынужден потратить 15 лет жизни на просиживание штанов в морально устаревшей, неэффективной системе. Если ему дать возможность учиться нормально, он это сделает и быстрее, и лучше, и без мусора в голове.

Это не говоря о побочных сторонах жизни типа самостоятельности и ответственности.

Вы так и не раскрыли, что должно нас всех превратить в прекрасных икаров, чтобы мы самостоятельно и безошибочно бросились на встречу знаниям, отринув затхлую старину.

Может быть у вас просто возрастной кризис начинается? Очень похоже.

Ваша позиция для меня остаётся загадкой - с одной стороны, вы пытаетесь меня упрекнуть в поклонении советской системе образования (что абсурдно), с другой - скептически относитесь к любой альтернативе этой самой системе образования, то есть очевидно предлагаете сохранить всё как есть.

И какой вы хотите услышать ответ на этот глупый вопрос человека, который уже давно получил образование и заново его получать не будет?

Ну я предполагал, что вы работаете где-то, где ваши 5 лет в институте абсолютно не нужны и в своем посте просто сожалеете об этом.

Я работаю там, где эти года нужны и вас, как человека фактически без образования, не могу поддержать в том, чтобы качественное образование упразднить. Просто вы, описывая то, как и почему его будете упразднять, очень четко копируете совковую риторику в поддержку рабочей молодежи. Наверное генетическая память.

Моя идея не имеет ничего общего с рабочей молодёжью, наоборот, предложенная система будет давать больше людей с высоким уровнем образования, нежели сейчас.

> качественное образование упразднить

Упразднять нечего, поскольку качественного образования в нашей стране нет. В международный рейтинг вузов мира попал только МГУ на каких-то задних позициях. Называть качественными устаревшие лекции полумаразматичных мухоморов, читаемые в пыльных аудиториях сотням быдлостудентов, у которых на уме только бабы и бухло - это надо быть очень наивным человеком с догматичным мышлением.

Коллега, если вы плохо образованы, не надо поливать грязью тех, кто достойно учится.

Выпускники МГУ, МФТИ, Бауманки, НГУ и других прекрасных ВУЗов идут у работодателей просто нарасхват. Вы просто совсем далеки от темы, извините.

Как говорится, "муха не соврёт". В мировом научном сообществе наши вузы не котируются.

Что касается перечисленных, то я нисколько не сомневаюсь, что качественная отдача там выше, чем у прочих. Но это не значит, что абсолютно все выходцы этих вузов одинаково хороши настолько, чтобы можно было не глядя их оценивать только по диплому.

И уж тем более не настолько хороши, чтобы из двух кандидатов выбрать именно вчерашнего студента крутого вуза без опыта, нежели человека с опытом, но не обладающего заветной корочкой.

Вчерашний студент крутого вуза без опыта имеет огромные шансы устроится на любую привлекательную (т.е. не курьер/секретарь/ассистент) позицию начального уровня, через год сравняться в зарплате и должности с человеком с опытом, но не обладающего заветной корочкой, а через два стать его начальником. Даже если речь идет не о работе по специальности.
Просто люди с хорошими корочками, они объективно отличаются от людей без корочки. Исключения возможны, но их недостаточно, чтобы подкрепить ваши аргументы.
Человек же без опыта и без корочки... продолжать?

  • 1