?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
О самообучении
ЗИС
quantum
В комментариях к предыдущему выпуску Аналитики, где вскользь упоминается тема самообучения детей в интернете, у нас с Костей получилась интересная дискуссия, которая дала мне идею для написания данной статьи.



Здесь пойдёт моя собственная отсебятина — то есть, какой именно я бы хотел видеть новую систему образования, построенную на базе Сети. С одной стороны, это мечты и фантазии, с другой — никто не мешает хоть завтра взять и реализовать мои идеи на практике, благо в 2011 году технологии позволяют. Если бы я располагал необходимым количеством свободного времени, то может даже и сам что-нибудь попробовал запилить.

Суть такова: по вики-принципу создаётся портал, где будут представлены всевозможные образовательные материалы в виде большого дерева, в основе которого — те, будем их называть привычными словами, базовые знания, из которых исходят почти все науки и области знания человечества.

Система построена в виде уровней, почти как компьютерная игра. На каждом уровне предлагается некий набор рекомендуемой литературы (прямо в виде ссылок на сами издания) и непосредственно образовательные материалы в виде параграфов, презентаций, лекций.

От базы начинают расходиться ветви — отдельные науки, также со своими базовыми и более продвинутыми знаниями, появляющимися по мере продвижения «вверх».

Отличие от компьютерной игры и традиционной школы будет в том, что обучающийся сможет «проходить» уровни в произвольном порядке. Уже изученные материалы отмечаются чекбоксом (для наглядности продвижения), и тогда можно будет отложить что-то «на потом» и перейти к следующему уровню, а затем вернуться и изучить пропущенное.

Такая система позволит без проблем «войти» абсолютно любому человеку с произвольным багажом знаний. Уж «базу» после этого точно будут все знать.

По мере развития проекта, под одной «крышей» будут объединены материалы по самым различным темам — от элементарной арифметики до, например, метростроения. От древних наук до факультативов и коротких часовых курсов.

Удобные инструменты общения позволят участникам обмениваться опытом и помогать друг другу в случае возникновения трудностей при изучении каких-то сложных моментов.

А ещё надо не забыть об интерактивности — виртуальные лабораторные работы (можно даже совместные, почему бы и нет?), тесты, «умные» рабочие поверхности…

Здесь стоит упомянуть очевидные преимущества перед традиционной классно-урочной системой:
— знания, полученные самостоятельно, а не поданные насильно, усваиваются как минимум лучше, а как максимум — усваиваются вообще.
— схема, при которой каждый индивидуум изучает материалы со «своей» скоростью и в особом порядке, более адекватна, нежели коллективная зубрёжка некой усреднённой программы.
— эффективность обучения не зависит от личности преподавателя, его умения грамотно и интересно подать материал — напротив, всем желающим будут доступны лучшие видеолекции именитых профессоров, которые как никто другой смогут рассказать о «своём» предмете.
— все доступные знания представлены вместе, в виде одного большого справочника, куда можно всегда заглянуть за нужной информацией или освежить память по какой-либо теме.
— если речь идёт о каких-то спорных предметах, таких как история или современные точные науки, участники не будут зависеть от какой-то одной точки зрения одного автора учебника, а, наоборот, смогут изучить «острые» моменты со всех сторон и сделать самостоятельные выводы.

Страшно представить, какую мощь и эффективность будет иметь такая система обучения. Это уже не эволюция, а настоящая революция в образовании — впервые за многие века.

Вот только боюсь, что общество и, в особенности, господствующие государства пока не готовы к тому, что новое поколение будет настолько умным и развитым.

© quantum
На иллюстрации: картинка по запросу «стодолларовый ноутбук»

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.


  • 1
> Мне повезло работать в той области, где образования не существует

Ну это-то невооруженным взглядом видно. Ваши рассуждения хорошо подходят для занятий, требующих максимум года обучения на курсах. Да всем кто идет сейчас в институт, институт не нужен. Половине нужно ПТУ, а половине техникум. Их-то и можно заменить самообучением по вашем системе или годичными курсами для ленивых, причем с них надо брать большие деньги.
Ни в одной инженерной специальности это не прокатит. Собственно это уже и сейчас так - каждый учится в институте как хочет, на выходе плачевный результат, за редким исключением.

> Собственно это уже и сейчас так - каждый учится в институте как хочет, на выходе плачевный результат, за редким исключением.

Вот здесь очевидная логическая ошибка. Человек, который учится "как хочет" после 9-11 классов школы в принципе не может быть равен человеку, который был с самого начала на самообразовании.

Университетское образование можно получить и без университета, что доказывают многие века частного образования, которое существовало задолго до привычного нам массового. Просто раньше это было по карману только состоятельным семьям, затем (при совке) нужна была внушительная домашняя библиотека, которой располагали единицы. В современном мире этих препятствий нет.

Вы продолжаете говорить абсурдные вещи. Образование было дорого, потому что было дорого содержание неработающего ученика. Эту проблему, кстати, наличие дешевого интернета никак не снимает. Ну и никаких внушительных библиотек при совке не требовалось - откуда у вас такие мифические представления?
При этом никаких легионов самообразованных инженеров вы мне показать не можете. Не говоря уже о младших школьниках, которые научились читать и писать без помощи мам и учителей. Все современное дистанционное обучение - это попытка привнести образование туда, где не хватает денег на традиционные формы обучения. При этом стиль традиционного образования сохраняется: учитель, программа, лекции, семинары, самостоятельная работа, экзамен - все на месте, только через интернет и самостоятельной работы больше.


> Вы продолжаете говорить абсурдные вещи.

Абсурдно лишь ваше догматичное представление о том, что невозможна никакая альтернатива классно-урочной и университетской системе образования.

> При этом никаких легионов самообразованных инженеров вы мне показать не можете.

По-моему, вполне очевидно, что если самообразования фактически не существует (речь о долях процента), то и легионов на выходе не может быть в принципе.

> Не говоря уже о младших школьниках, которые научились читать и писать без помощи мам и учителей.

А это вообще бредни, которые вы с Костей сами придумали. Я ни разу не говорил о том, чтобы прямо с ясель заменить ребёнку родителей на интернет. Чтение, письмо и счёт - это те единственные и необходимые азы, которые необходимо дать в семье. Дальше ребёнок будет способен развиваться сам.

> Все современное дистанционное обучение - это попытка привнести образование туда, где не хватает денег на традиционные формы обучения. При этом стиль традиционного образования сохраняется: учитель, программа, лекции, семинары, самостоятельная работа, экзамен - все на месте, только через интернет и самостоятельной работы больше.

По большому счёту, не имеет значения, выкладывают западные университеты свои лекции, чтобы учить нищих индусов, или ещё по какой причине. Важно, что лекции выкладывают в принципе.

Что касается выходных экзаменов на получение сертификата, то это лишь попытка перенести проверку знаний с собеседования на более ранний этап. При этом, я сильно сомневаюсь, что как работодателю, так и специалисту действительно нужны все до единого знания, проверяемые в этих экзаменах. Для необходимых базовых знаний особого экзамена не нужно, потому что они либо есть, либо их нет - это элементарно проверяется.

Впрочем, массовое образование хорошо для определённых целей - например, если нужно получить толпу леммингов с определёнными умениями, которые тупо будут делать свою работу.

  • 1