?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
О самообучении
ЗИС
quantum
В комментариях к предыдущему выпуску Аналитики, где вскользь упоминается тема самообучения детей в интернете, у нас с Костей получилась интересная дискуссия, которая дала мне идею для написания данной статьи.



Здесь пойдёт моя собственная отсебятина — то есть, какой именно я бы хотел видеть новую систему образования, построенную на базе Сети. С одной стороны, это мечты и фантазии, с другой — никто не мешает хоть завтра взять и реализовать мои идеи на практике, благо в 2011 году технологии позволяют. Если бы я располагал необходимым количеством свободного времени, то может даже и сам что-нибудь попробовал запилить.

Суть такова: по вики-принципу создаётся портал, где будут представлены всевозможные образовательные материалы в виде большого дерева, в основе которого — те, будем их называть привычными словами, базовые знания, из которых исходят почти все науки и области знания человечества.

Система построена в виде уровней, почти как компьютерная игра. На каждом уровне предлагается некий набор рекомендуемой литературы (прямо в виде ссылок на сами издания) и непосредственно образовательные материалы в виде параграфов, презентаций, лекций.

От базы начинают расходиться ветви — отдельные науки, также со своими базовыми и более продвинутыми знаниями, появляющимися по мере продвижения «вверх».

Отличие от компьютерной игры и традиционной школы будет в том, что обучающийся сможет «проходить» уровни в произвольном порядке. Уже изученные материалы отмечаются чекбоксом (для наглядности продвижения), и тогда можно будет отложить что-то «на потом» и перейти к следующему уровню, а затем вернуться и изучить пропущенное.

Такая система позволит без проблем «войти» абсолютно любому человеку с произвольным багажом знаний. Уж «базу» после этого точно будут все знать.

По мере развития проекта, под одной «крышей» будут объединены материалы по самым различным темам — от элементарной арифметики до, например, метростроения. От древних наук до факультативов и коротких часовых курсов.

Удобные инструменты общения позволят участникам обмениваться опытом и помогать друг другу в случае возникновения трудностей при изучении каких-то сложных моментов.

А ещё надо не забыть об интерактивности — виртуальные лабораторные работы (можно даже совместные, почему бы и нет?), тесты, «умные» рабочие поверхности…

Здесь стоит упомянуть очевидные преимущества перед традиционной классно-урочной системой:
— знания, полученные самостоятельно, а не поданные насильно, усваиваются как минимум лучше, а как максимум — усваиваются вообще.
— схема, при которой каждый индивидуум изучает материалы со «своей» скоростью и в особом порядке, более адекватна, нежели коллективная зубрёжка некой усреднённой программы.
— эффективность обучения не зависит от личности преподавателя, его умения грамотно и интересно подать материал — напротив, всем желающим будут доступны лучшие видеолекции именитых профессоров, которые как никто другой смогут рассказать о «своём» предмете.
— все доступные знания представлены вместе, в виде одного большого справочника, куда можно всегда заглянуть за нужной информацией или освежить память по какой-либо теме.
— если речь идёт о каких-то спорных предметах, таких как история или современные точные науки, участники не будут зависеть от какой-то одной точки зрения одного автора учебника, а, наоборот, смогут изучить «острые» моменты со всех сторон и сделать самостоятельные выводы.

Страшно представить, какую мощь и эффективность будет иметь такая система обучения. Это уже не эволюция, а настоящая революция в образовании — впервые за многие века.

Вот только боюсь, что общество и, в особенности, господствующие государства пока не готовы к тому, что новое поколение будет настолько умным и развитым.

© quantum
На иллюстрации: картинка по запросу «стодолларовый ноутбук»

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.


  • 1
> Вы продолжаете говорить абсурдные вещи.

Абсурдно лишь ваше догматичное представление о том, что невозможна никакая альтернатива классно-урочной и университетской системе образования.

> При этом никаких легионов самообразованных инженеров вы мне показать не можете.

По-моему, вполне очевидно, что если самообразования фактически не существует (речь о долях процента), то и легионов на выходе не может быть в принципе.

> Не говоря уже о младших школьниках, которые научились читать и писать без помощи мам и учителей.

А это вообще бредни, которые вы с Костей сами придумали. Я ни разу не говорил о том, чтобы прямо с ясель заменить ребёнку родителей на интернет. Чтение, письмо и счёт - это те единственные и необходимые азы, которые необходимо дать в семье. Дальше ребёнок будет способен развиваться сам.

> Все современное дистанционное обучение - это попытка привнести образование туда, где не хватает денег на традиционные формы обучения. При этом стиль традиционного образования сохраняется: учитель, программа, лекции, семинары, самостоятельная работа, экзамен - все на месте, только через интернет и самостоятельной работы больше.

По большому счёту, не имеет значения, выкладывают западные университеты свои лекции, чтобы учить нищих индусов, или ещё по какой причине. Важно, что лекции выкладывают в принципе.

Что касается выходных экзаменов на получение сертификата, то это лишь попытка перенести проверку знаний с собеседования на более ранний этап. При этом, я сильно сомневаюсь, что как работодателю, так и специалисту действительно нужны все до единого знания, проверяемые в этих экзаменах. Для необходимых базовых знаний особого экзамена не нужно, потому что они либо есть, либо их нет - это элементарно проверяется.

Впрочем, массовое образование хорошо для определённых целей - например, если нужно получить толпу леммингов с определёнными умениями, которые тупо будут делать свою работу.

  • 1