?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
О самообучении
ЗИС
quantum
В комментариях к предыдущему выпуску Аналитики, где вскользь упоминается тема самообучения детей в интернете, у нас с Костей получилась интересная дискуссия, которая дала мне идею для написания данной статьи.



Здесь пойдёт моя собственная отсебятина — то есть, какой именно я бы хотел видеть новую систему образования, построенную на базе Сети. С одной стороны, это мечты и фантазии, с другой — никто не мешает хоть завтра взять и реализовать мои идеи на практике, благо в 2011 году технологии позволяют. Если бы я располагал необходимым количеством свободного времени, то может даже и сам что-нибудь попробовал запилить.

Суть такова: по вики-принципу создаётся портал, где будут представлены всевозможные образовательные материалы в виде большого дерева, в основе которого — те, будем их называть привычными словами, базовые знания, из которых исходят почти все науки и области знания человечества.

Система построена в виде уровней, почти как компьютерная игра. На каждом уровне предлагается некий набор рекомендуемой литературы (прямо в виде ссылок на сами издания) и непосредственно образовательные материалы в виде параграфов, презентаций, лекций.

От базы начинают расходиться ветви — отдельные науки, также со своими базовыми и более продвинутыми знаниями, появляющимися по мере продвижения «вверх».

Отличие от компьютерной игры и традиционной школы будет в том, что обучающийся сможет «проходить» уровни в произвольном порядке. Уже изученные материалы отмечаются чекбоксом (для наглядности продвижения), и тогда можно будет отложить что-то «на потом» и перейти к следующему уровню, а затем вернуться и изучить пропущенное.

Такая система позволит без проблем «войти» абсолютно любому человеку с произвольным багажом знаний. Уж «базу» после этого точно будут все знать.

По мере развития проекта, под одной «крышей» будут объединены материалы по самым различным темам — от элементарной арифметики до, например, метростроения. От древних наук до факультативов и коротких часовых курсов.

Удобные инструменты общения позволят участникам обмениваться опытом и помогать друг другу в случае возникновения трудностей при изучении каких-то сложных моментов.

А ещё надо не забыть об интерактивности — виртуальные лабораторные работы (можно даже совместные, почему бы и нет?), тесты, «умные» рабочие поверхности…

Здесь стоит упомянуть очевидные преимущества перед традиционной классно-урочной системой:
— знания, полученные самостоятельно, а не поданные насильно, усваиваются как минимум лучше, а как максимум — усваиваются вообще.
— схема, при которой каждый индивидуум изучает материалы со «своей» скоростью и в особом порядке, более адекватна, нежели коллективная зубрёжка некой усреднённой программы.
— эффективность обучения не зависит от личности преподавателя, его умения грамотно и интересно подать материал — напротив, всем желающим будут доступны лучшие видеолекции именитых профессоров, которые как никто другой смогут рассказать о «своём» предмете.
— все доступные знания представлены вместе, в виде одного большого справочника, куда можно всегда заглянуть за нужной информацией или освежить память по какой-либо теме.
— если речь идёт о каких-то спорных предметах, таких как история или современные точные науки, участники не будут зависеть от какой-то одной точки зрения одного автора учебника, а, наоборот, смогут изучить «острые» моменты со всех сторон и сделать самостоятельные выводы.

Страшно представить, какую мощь и эффективность будет иметь такая система обучения. Это уже не эволюция, а настоящая революция в образовании — впервые за многие века.

Вот только боюсь, что общество и, в особенности, господствующие государства пока не готовы к тому, что новое поколение будет настолько умным и развитым.

© quantum
На иллюстрации: картинка по запросу «стодолларовый ноутбук»

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.


  • 1

Простите, но Вы говорите явные глупости.

...и повторяете заблуждение большинства людей, у которых с образованием были большие проблемы: "ВУЗы не нужны".

Они нужны хотя бы потому что дают кругозор и методику, системный подход к делу. Как сказал человек, которого сложно упрекнуть в неэффективности, "высшее образование - это то, что остаётся у человека после того, как он забудет все выученное им в университете". Да, гении способны к самообразованию и без университета.
Общеизвестно что Михайло Ломоносов не просто сам образовался, но и в лаптях пешкодралом прошёл из своего села к ближайшей на тот момент библиотЭке тыщу с фигом километров.
Однако, это не значит, что для воспитания гениев нужно выдать всем по паре лаптей, а дальше ждать роста гениальности в народе.

Тем более, настаивать на сверхспециализации сейчас, когда именно междисциплинарность начинает рулить со страшной силой...

Всемерно поощрять самообучение необходимо, но говорить об отмене системы образования - просто дурость.

Re: Простите, но Вы говорите явные глупости.

Да да, старая песня - кругозор и системность. Старый дед в институте может дать кругозор и системность, а оксфордские видеолекции не могут. Ага.

Даже нет смысла в очередной раз повторять вот это: http://fritzmorgen.livejournal.com/329435.html

Re: Простите, но Вы говорите явные глупости.

Старость песни ортогональна её верности. Сарказм пропал втуне.

Да, именно так: старый дед - может, а оксфордские лекции (которые читаются старым дедом, но без какого-либа интерактива) - нет.
Очень, кстати, показательно противопоставление "старого деда" и "яркого нового, в блестящей бумажучке", такая мгновенная реакция дешевой попыткой манипулировать - это Вы сам такой или общаетесь с людьми, с которыми оно работает?

Фишка в том, что лекции полезны, когда человек уже имеет понятие, куда ему копать. С точки зрения развития кругозора, конечно, пофигу - просмотрит человек набор полных курсов лекций на видео или же сходит в универ. Проблема в том, что многие не будут - забьют на какую-нить продвинутую комбинаторику, посчитав её избыточной и не нужной. В итоге - кругозора у них не будет.
Вторая проблема - да, системность.
Про школу - тут не в тему абсолютно: это совершенно другой институт с иными целями, иными преподавателями и иными людьми.

Re: Простите, но Вы говорите явные глупости.

А вы ссылочку-то почитайте - там и про кругозор, и про системность. И не только о школе речь, а вообще о всей доставшейся нам от совка системе образования.

Зря Вы. Я прочитал...

...не имею привычки опровергать нечитаное.

Нет, там именно о школе. Или ну очень плохом ВУЗе, который пора бы разгонять.

Полагаю, Ваша проблема в том, что Вам не с чем сравнивать: Вы учились в каком-то очень неудачном месте. Более того, предполагаю, что и нынешняя работа Ваша не требует образования как такового, а только самообразования по месту.
Ошибка думать, что этим мир исчерпывается.
Подготовить так программиста? Да. Слесаря? Вполне. Инженера? Вряд ли хорошего.
Хорошего астрофизика или спеца по вычислительной химии? Крайне сомнительно; только если парни гении, а гениев не хватает везде.

"Иногда говорят тебе: смотри - это новое. Но и это уже было" (С)
В 60-х на Западе этим переболели (и хорошие ВУЗы вобрали лучшие из идей).

Re: Зря Вы. Я прочитал...

Я не знаю, кто чем болел, однако хоумскулинг сейчас является вполне сформированным движением, и даёт результаты не то чтобы неплохие, а отличные - как ни пытались применять разные методики тестирования, однако всё равно в той же Америке обученые вне национальной образовательной системы имеют лучшие баллы.

Нет ни в одной науке ничего такого, что требовало бы обязательного сидения в аудиториях. Ничего такого, что (при наличии соответствующего материала - о чём и был пост) нельзя было бы изучить самостоятельно.

Обычный ребёнок имеет очень плохую мотивацию для обучения. В основном это страшилки и увещевания окружающих его взрослых, что без этого он ни в коем случае не устроится в жизни. Нынешняя образовательная система даёт очень мало толковых специалистов, ещё какое-то количество просто толковых людей, которые дошли до конца, но не стали работать по специальности, и остальные 95% - бесполезный выхлоп, который не вписался в две изначально задуманные при совке схемы "школа-пту-завод" и "школа-вуз-нии".

При самообучении мотивация положительная, и при начилии целеустремлённости человек найдёт себе хорошее место. Ну а даже при её остутствии - допустим, станет тем же планктоном, только государство не потратит деньги на пятнадцать лет его обучения.

Edited at 2011-07-18 00:16 (UTC)

Re: Зря Вы. Я прочитал...

Да.
Только Вы - уж не знаю, почему или зачем - упускаете из виду, кто сейчас (именно сейчас) занимается на дому. Это люди либо с очень умными родителями, которые способны поддержать чадо(самообучение - это серьезно дело), либо само чадо с крайне высокой мотивацией (а если очень захотеть, можно членом столб сломать).
"На вопрос посетителям нашего сайта "Есть ли у Вас интернет?" 99.8% ответили положительно".
Собссно, никто (кроме недостатка этих двух вещей) не мешает сегодня сдавать экстерном школьные экзамены (это мне удавалось в школе в советское время, при засильи тоталитаризьму). Не говоря уже о ВУЗах: заочное обучение не предлагает только ленивый (фактически, ВУЗу при этом остаётся только удостовериться в Ваших знаниях и сертифицировать их).

Можно. Бери - да делай. В России ещё и бесплатно в большинстве случаев.

И что? Массы вчерашних школьников/будущих трудящихся (даже те, которым нужна только корочка, по их же словам) сидят по домам и учатся? Да хрена там, натурально.
Нет для этого ни мотивации, ни умения, ни способностей.

Это раз.

Нет ни в одной науке ничего такого, что требовало бы обязательного сидения в аудиториях. Ничего такого, что (при наличии соответствующего материала - о чём и был пост) нельзя было бы изучить самостоятельно.
Ни в одном маршруте не ничего такого, что требовало бы (при наличии сухопутных путей) автотранспорта. Любой путь можно пройти пешком. Но не все это делают. И экономика от качественных автомобильных дорог и ЖД сильно выигрывает. Аналогия прозрачна?
Некоторые маршруты (в деревню Ужопинск в сентябре, например) правильнее пройти пешком. Но не все справятся.

Мотивация - вещь необходимая, но я не понимаю, как, чорт побери, самообучение добавляет этой самой мотивации? Люди с самодисциплиной МОГУТ учиться сами (в конце-то концов, Каждый учится сам, ВУЗ лишь предоставляет некоторые удобства), но обратное-то утверждение - каким боком появилось? Мол, стОит выгнать студента из ВУЗа и он сразу проникнется немеренной страстью к учебе и быстро освоит все необходимое глубже и сильнее? Опять же - хрена там.

Это два.

Что касается удобств в пути...
Я вот вспоминаю свои студенческие годы... и вот объясните мне, как же это удалённый студент смог бы пройти практикум по рентгенодифракционному анализу?

Впрочем, кажется у Вас современные точные науки относятся к "каким-то спорным предметам", да? Извините, а можете привести такой вот пример спорного вопроса из точных наук, который бы находился в пределах ВУЗовского курса?
Чтобы я понимал, имеет ли смысл далее нам спорить?

Re: Зря Вы. Я прочитал...

> И что? Массы вчерашних школьников/будущих трудящихся (даже те, которым нужна только корочка, по их же словам) сидят по домам и учатся? Да хрена там, натурально.
Нет для этого ни мотивации, ни умения, ни способностей.

> Мотивация - вещь необходимая, но я не понимаю, как, чорт побери, самообучение добавляет этой самой мотивации? Люди с самодисциплиной МОГУТ учиться сами (в конце-то концов, Каждый учится сам, ВУЗ лишь предоставляет некоторые удобства), но обратное-то утверждение - каким боком появилось? Мол, стОит выгнать студента из ВУЗа и он сразу проникнется немеренной страстью к учебе и быстро освоит все необходимое глубже и сильнее? Опять же - хрена там.

Вы сами уже ответили. Позавчера они были школьниками, которые десять лет просидели за партой, и которых насильно кормили с ложки какими-то отбросами от знаний. Вчера они смогли себя куда-то приткнуть, где им хватило того убогого "багажа" (вот ведь слово идиотское). Какая после этого у них будет мотивация сегодня?

Это из той же серии, как рабочая неделя, которая должна быть 40-часовая, опаздывать нельзя, если нет на сегодня работы - уходить тоже нельзя, а надо изображать бурную деятельность. А иначе, как большинство уверено, работники будут пинать балду и забивать на приход в офис вообще. И если над душой не будет стоят начальник и орать - ничего не будет сделано вообще. И знаете что? Гугл, Яндекс, Студия Лебедева (и ещё длинный список) смеются над всем этим.

Если говорить про "у нас", то проблем хватает. Одна проблема состоит в том, что перевести ребёнка на экстернат - целый подвиг для родителей. Учителя и директора с вахтёрским синдромом реально сражаются против того, чтобы от них уходили на экстернат. Может быть, конкретно вам повезло - попались адекватные люди или нашлись знакомые, готовые сделать какую-нибудь справочку.

Вторая причина такова, что большинство родителей/родственников сами не отдупляют прелести экстерната, а наверное даже и активно против. Ибо быдло, пройдя через (ещё один идиотский термин) "школу жизни", а по сути - через одинаковые по структуре интитуты тюремного типа (детсад, школа, армия; вузы сюда не беру, там другие аналогии) начинают их боготворить и навязывать окружающим (я видел, с каким презрением школьники относятся к "особенным" экстернатным). Родители будут против того, чтобы ребёнок выделялся из общей схемы (надо быть как все!), а бабушки-дедушки будут настаивать на поступление в вуз после школы.

Неудивительно, что при таких данных успешных случаев будут даже не проценты, а единицы. Положительные примеры просто не откуда сейчас брать.

> Ни в одном маршруте не ничего такого, что требовало бы (при наличии сухопутных путей) автотранспорта. Любой путь можно пройти пешком. Но не все это делают. И экономика от качественных автомобильных дорог и ЖД сильно выигрывает. Аналогия прозрачна?
Некоторые маршруты (в деревню Ужопинск в сентябре, например) правильнее пройти пешком. Но не все справятся.

Аналогия не получилась. Я приведу получше: современное образование представляет собой обоссанную зелёную электричку, в которой набитые как кильки люди в жару едут за город. Потом их привозят на убогую остановку из покрытых асфальтом бетонных плит, откуда они до места назначения вынуждены чапать тем же пешкодралом или в лучшем случае на ржавом трясущемся автобусе, который дай Бог в этот раз не сломается. Не правда ли, личный автомобиль с кондиционером гораздо лучше? Вы всегда довезёте себя с комфортом до самой точки назначения, а даже если и передумаете - поедете в другую сторону. И пробок не будет - хоумскулеры никогда друг другу не мешают.

Re: Зря Вы. Я прочитал...

Применять термин "быдло" к окружающим людям - глупо вообще, а уж на том основании, что люди закончили школу или ВУЗ... эээ, нужно быть ну очень уверенным в своём качественном превосходстве над вчерашними студентами. А на чём эта уверенность основана, простите? Вы уже сделали что-то бесспорно гениальное, что посрамит всех нобелевских лауреатов (которые все, как один, закончили школы и почти все - ВУЗ)?

...
Если у Вас получится образовать школьника вне школы - это совсем хорошо. Правда, стоимость этого будет высока: дети весьма неохотно делают то, что им неинтересно (а учёба это во многом труд, как не хитри с игровым моментом). То есть, требуется взрослый, кто присмотрит, направит и мотивирует, и дай бог ему таланта преподавателя и наставника, чтобы это получилось без насилия и угроз.
То есть, плата за обучение на дому - домохозяйка или домохозяин.
Презрения к экстернатным нет. Есть некоторая зависть и очужденность. Да, социализироваться им/нам сложнее (есть ощущение "он не из нашей компании") - но Вы же именно что против социализации в учреждениях "тюремного типа"? Будьте последовательны.

Но ладно... речь-то не о том, не о школе. А о ВУЗе, куда приходят (или не приходят) уже самостоятельные личности со своей волей. Так вот, вопрос-то всё тот же: что людям мешает нынче учиться экстерном?
Отсутствие положительных примеров? :)

С аналогиями... Вы продолжаете манипуляции, так что получается, это Ваш собственный образ думать. Собссно, а почему электричка "обоссана", а автомобиль "с кондиционером"? При некотором фиксированном бюджете на поездку, скорее всего, электричка у Вас будет с местом бизнес-класса, а арендованый автомобиль - говно с кучей неисправностей, на котором любая дальняя поездка даст непредсказуемый результат.
То же самое и с образованием.
Я полагаю, на своём жизненном пути Вы не видели нормальных электричек, а воображение Вам попросту отказывает. Так вот - прежде чем предлагать концепции космического масштаба, пообщайтесь с теми, кто видел и то, и то. И вообще имеет кругозор(тм) по вопросу и некоторую системность(тм).

При изучении сложного предмета (именно сложного, сложнее ландшафтного дизайна, журналистики и художественного веревкоплетения) человек очень часто попадает в микротупики недопонимания, неверного понимания, просто пропускает некоторые важные моменты. А в сложных предметах (типа точных наук) следующая ступень основывается на предыдущих, любой дефект в основании приводит к большим проблемам на следующем слое.
Именно для этого нужен _живой_ преподаватель: проводить микрокоррекции, взаимодействовать с аудиторией в целом и студентами по отдельности, обеспечивать учащемуся обратный отклик, проверяя его знания. Учится все равно каждый САМ. И для себя. Но можно бросить человека наедине с учебником, а можно помогать ему. При правильной организации такой помощи, разница в результатах (скорости и качестве) - разительна. И это - проверенный факт. Я понимаю Ваше желание назвать всех остальных идиотами, которые не могут осознать концепцию видеолекции, но Вы не должны игнорировать факты.

Хоумскулеры, аз ви спикаем на рашинге, ич азеру не интерферят, это труъ.
Но и не помогают. Огромное число научных групп, стартапов и коллабораций зародилось именно в студгородках. Это такой огромный котел с молодой энергией, новые идеи кочуют внутри, мутируют, размножаются и развиваются. Это та самая социализация, которую Вы не видели (и которая в Вашем воображении рисуется какой-то помесью тюрьмы и отчаянной dedovshina).
Если даже в скучной офисной работе в 80-е пришли к выводу, что разговоры у кофеварки - рулят и помогают жизни офиса (см. революционную "Peopleware", 1977 by Neumann), то что уж говорить о науке, где обмен идеями - наше все?

Если Вы изобретаете нечто новое, то почему бы не изучить, что было сделано до Вас - что было успешным, что провалилось? какие концепции и главное - ПОЧЕМУ? - дожили до наших дней?
С Вашим нынешним подходом "конгресс, немцы какие-то... Взять и все поделить!" ни до чего путного не додумаетесь. Такое вот ИМХО.

Дополню уточнением.

"пообщайтесь с теми, кто видел и то, и то" - я ни в коем случае не имею в виду себя.

Тут лучше тот, кто имел реальный и богатый опыт преподавания, чтения лекций, составления учебников, принятия экзаменов. То есть того, кто попробовал разные способы на практике.

Также был бы все-таки полезен опыт самостоятельного освоения какого-нить сложного предмета (сложного не только в смысле "трудного", "hard", но и в смысле "complex") и личный опыт обучения в универе. Раз уж Вы не верите на слово людям, которые пробовали и то, и то.
Но к сожалению, самостоятельное изучение чего-нить вроде теории полупроводников или авиаконструирования слишком дорого по времени и ресурсам, чтобы заниматься этим "по приколу" или "на слабО". :\

Re: Зря Вы. Я прочитал...

> Применять термин "быдло" к окружающим людям - глупо вообще, а уж на том основании, что люди закончили школу или ВУЗ...

Если люди подходят под все определения термина - как мне их ещё называть? Управляемое стадо с жёсткой внутренней иерархией, радующееся суровому хозяину и протестующее против любых изменений их устоявшегося, построенного на стереотипных догмах мирка.

> Вы уже сделали что-то бесспорно гениальное, что посрамит всех нобелевских лауреатов (которые все, как один, закончили школы и почти все - ВУЗ)?

Опять "сперва добейся"? Давайте не будем про нобелевских лауреатов. Их делают не школы и вузы, они сами себя делают. Нобелевского лауреата невозможно целенаправленно выковать из сферического школьника.

> Правда, стоимость этого будет высока: дети весьма неохотно делают то, что им неинтересно (а учёба это во многом труд, как не хитри с игровым моментом). То есть, требуется взрослый, кто присмотрит, направит и мотивирует, и дай бог ему таланта преподавателя и наставника, чтобы это получилось без насилия и угроз.

Зачем пихать в человека то, что ему неинтересно? Потому что "так надо"? Потому что "необходимый в жизни багаж знаний", на девять десятых состоящий из бесполезного барахла? Дайте детям нормально изучать то, что их действительно увлекает - остальное подтянется само по мере продвижения в жизни.

> но Вы же именно что против социализации в учреждениях "тюремного типа"? Будьте последовательны.

Я последователен. Отрицательное отношение к экстернатником делает их изгоями, что является очередной причиной (отговоркой) для родителей, чтобы не переводить ребёнка на индивидуальное обучение. Как я уже говорил, причин таких несколько, что в итоге привело к нынешней ситуации, когда экстернат фактически не является видом обучения ребёнка, а является каждый раз особым, исключительным случаем. Поэтому - ещё раз - кивать на отсутствие обширного количества положительных примеров здесь бесполезно.

> Собссно, а почему электричка "обоссана", а автомобиль "с кондиционером"?

Потому что самообучение по описанному в посте принципу даст человеку качественные знания, а в государственной системе его насильно кормят низкосортными материалами по некой усреднённой программе без учёта индивидуальных способностей. Хороших вузов единицы, ну может десятки, остальное - невероятная помойка.

> Но можно бросить человека наедине с учебником, а можно помогать ему. При правильной организации такой помощи, разница в результатах (скорости и качестве) - разительна. И это - проверенный факт. Я понимаю Ваше желание назвать всех остальных идиотами, которые не могут осознать концепцию видеолекции, но Вы не должны игнорировать факты.

Если бросить человека одного, проблемы будут в любом случае. Я этого и не отрицаю.

> Хоумскулеры, аз ви спикаем на рашинге, ич азеру не интерферят, это труъ.
Но и не помогают. Огромное число научных групп, стартапов и коллабораций зародилось именно в студгородках.

Ну и замечательно - что мешает построить студгородок без обязательных лекций и экзаменов? Что все будут бухать и распиздяйничать? Так они и сейчас это делают, велика разница.

Re: Зря Вы. Я прочитал...

> Это та самая социализация, которую Вы не видели (и которая в Вашем воображении рисуется какой-то помесью тюрьмы и отчаянной dedovshina).

Эту социализацию не видел не только я, её не видит большинство. В нашей стране нет аналогов Кремниевой долины, а наши совместные студенческие работы и в подмётки не годятся тому, что делают в MIT. Потом, я опять призываю делать конкретные средства для достижения конкретных целей. Хотите хорошую социализацию? Постройте хорошие кампусы, не надо вешать всем лапшу на уши, что в вузы надо поступать ради кругозора и системности, и чтобы была социализация. Это ересь и мракобесие.

> Если даже в скучной офисной работе в 80-е пришли к выводу, что разговоры у кофеварки - рулят и помогают жизни офиса (см. революционную "Peopleware", 1977 by Neumann), то что уж говорить о науке, где обмен идеями - наше все?

Ви таки хотите сказать, что в интернете обмениваться идеями выходит хуже, чем у кофеварки? Ой вэй!

> Если Вы изобретаете нечто новое, то почему бы не изучить, что было сделано до Вас - что было успешным, что провалилось? какие концепции и главное - ПОЧЕМУ? - дожили до наших дней?

До меня не было описанных в посте проектов, поэтому обсуждать нечего.

> С Вашим нынешним подходом "конгресс, немцы какие-то... Взять и все поделить!" ни до чего путного не додумаетесь. Такое вот ИМХО.

Ну если вы как большинство свято уверены, что никакая система образования кроме традиционной не работает, а это просто в России просрали все полимеры, то это не значит, что всё так на самом деле и есть. Может быть, вам лично жалко, что кто-то сомневается в полезности потраченных вами на образование лет. Может быть, вы просто неисправимый традиционалист, который будет отчаянно держаться за старое и пытаться убеждать окружающих в том, что оно лучше, пока вообще всё вокруг не изменится.

Re: Зря Вы. Я прочитал...

> Я вот вспоминаю свои студенческие годы... и вот объясните мне, как же это удалённый студент смог бы пройти практикум по рентгенодифракционному анализу?

Ответ очевиден - практикум проходят очно. Но это ведь не значит, что ради одного только практикума надо целиком входить в систему? Это напоминает советский дефицит с "нагрузкой", когда вместе с заветой баночкой майонеза в заказе шли какие-нибудь обязательные рыбные консервы - просто потому что плановая экономика так работала.

> Впрочем, кажется у Вас современные точные науки относятся к "каким-то спорным предметам", да?

С чего вдруг? Ни разу. Может быть кто-то из вышекомментирующих сделал неправильный вывод из моего тезиса о том, что глупо заставлять одинаково глубоко изучать все дисциплины сразу, особенно никак не связанные - типа геометрии и биологии. Сопутсвующие знания всегда подтягиваются сами собой при изучении того, что человеку интересно в настоящий момент.

А что касается современных точных наук, то предложенный в посте проект будет знакомить с ними гораздо лучше, потому что все материалы будут публиковаться сразу же, а не проходить долгий путь в учебники и аудитории с обязательными потерями в дороге.

Re: Зря Вы. Я прочитал...

...а если очно, тогда теряется идея и начинается сдавание Вами позиций: помимо практикумов есть, скажем, ещё семинары. А посещение лекций... знаете, немногие преподаватели в современных ВУЗах требуют обязательного посещения своих лекций (лектору такие "подневольные" студенты - страшный и ненужный гемморой, щумят, мешают остальным). Все равно будет экзамен, где качество знаний так или иначе проявится вне зависимости от того, почему человек отсутствовал на лекциях и где он получал знания - из конспектов ли, учебников или из видеолекций Оксфорда.
Весна покажет, кто где срал.


Отцитирую смутившее меня:
Здесь стоит упомянуть очевидные преимущества перед традиционной классно-урочной
...
— если речь идёт о каких-то спорных предметах, таких как история или современные точные науки, участники не будут зависеть от какой-то одной точки зрения одного автора учебника, а, наоборот, смогут изучить «острые» моменты со всех сторон и сделать самостоятельные выводы.

Re: Зря Вы. Я прочитал...

...и результатом экзаменов будет диплом, который должен быть своеобразным знаком качества. Именно за диплом идёт конкурс на поступление, именно за диплом бьются пересдачами, поттягиванием "хвостов" и так далее.

Однако, если и есть в мире наивные люди типа другого моего оппонента в данных комментариях, для которых волшебная корочка значит больше реально сидящего перед ним человека - то их очень немного.

Собственно, именно этот институт общественных отношений я и предлагаю упразднить. Это нисколь не сдаёт моих позиций. Наоборот, я предлагаю убрать всё лишнее, а взять только лучшее.


Там не очень удачная формулировка. Спорные предметы - те, где много споров в научном мире и нет устоявшейся одной точки зрения. Поэтому возможность изучить мнения всех сторон вместе будет лучше какого-то одного мнения, представленного в материалах, выбранных конкретным вузом для подачи студентам.

  • 1