?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
О самообучении
ЗИС
quantum
В комментариях к предыдущему выпуску Аналитики, где вскользь упоминается тема самообучения детей в интернете, у нас с Костей получилась интересная дискуссия, которая дала мне идею для написания данной статьи.



Здесь пойдёт моя собственная отсебятина — то есть, какой именно я бы хотел видеть новую систему образования, построенную на базе Сети. С одной стороны, это мечты и фантазии, с другой — никто не мешает хоть завтра взять и реализовать мои идеи на практике, благо в 2011 году технологии позволяют. Если бы я располагал необходимым количеством свободного времени, то может даже и сам что-нибудь попробовал запилить.

Суть такова: по вики-принципу создаётся портал, где будут представлены всевозможные образовательные материалы в виде большого дерева, в основе которого — те, будем их называть привычными словами, базовые знания, из которых исходят почти все науки и области знания человечества.

Система построена в виде уровней, почти как компьютерная игра. На каждом уровне предлагается некий набор рекомендуемой литературы (прямо в виде ссылок на сами издания) и непосредственно образовательные материалы в виде параграфов, презентаций, лекций.

От базы начинают расходиться ветви — отдельные науки, также со своими базовыми и более продвинутыми знаниями, появляющимися по мере продвижения «вверх».

Отличие от компьютерной игры и традиционной школы будет в том, что обучающийся сможет «проходить» уровни в произвольном порядке. Уже изученные материалы отмечаются чекбоксом (для наглядности продвижения), и тогда можно будет отложить что-то «на потом» и перейти к следующему уровню, а затем вернуться и изучить пропущенное.

Такая система позволит без проблем «войти» абсолютно любому человеку с произвольным багажом знаний. Уж «базу» после этого точно будут все знать.

По мере развития проекта, под одной «крышей» будут объединены материалы по самым различным темам — от элементарной арифметики до, например, метростроения. От древних наук до факультативов и коротких часовых курсов.

Удобные инструменты общения позволят участникам обмениваться опытом и помогать друг другу в случае возникновения трудностей при изучении каких-то сложных моментов.

А ещё надо не забыть об интерактивности — виртуальные лабораторные работы (можно даже совместные, почему бы и нет?), тесты, «умные» рабочие поверхности…

Здесь стоит упомянуть очевидные преимущества перед традиционной классно-урочной системой:
— знания, полученные самостоятельно, а не поданные насильно, усваиваются как минимум лучше, а как максимум — усваиваются вообще.
— схема, при которой каждый индивидуум изучает материалы со «своей» скоростью и в особом порядке, более адекватна, нежели коллективная зубрёжка некой усреднённой программы.
— эффективность обучения не зависит от личности преподавателя, его умения грамотно и интересно подать материал — напротив, всем желающим будут доступны лучшие видеолекции именитых профессоров, которые как никто другой смогут рассказать о «своём» предмете.
— все доступные знания представлены вместе, в виде одного большого справочника, куда можно всегда заглянуть за нужной информацией или освежить память по какой-либо теме.
— если речь идёт о каких-то спорных предметах, таких как история или современные точные науки, участники не будут зависеть от какой-то одной точки зрения одного автора учебника, а, наоборот, смогут изучить «острые» моменты со всех сторон и сделать самостоятельные выводы.

Страшно представить, какую мощь и эффективность будет иметь такая система обучения. Это уже не эволюция, а настоящая революция в образовании — впервые за многие века.

Вот только боюсь, что общество и, в особенности, господствующие государства пока не готовы к тому, что новое поколение будет настолько умным и развитым.

© quantum
На иллюстрации: картинка по запросу «стодолларовый ноутбук»

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.


  • 1

Re: Зря Вы. Я прочитал...

> Я вот вспоминаю свои студенческие годы... и вот объясните мне, как же это удалённый студент смог бы пройти практикум по рентгенодифракционному анализу?

Ответ очевиден - практикум проходят очно. Но это ведь не значит, что ради одного только практикума надо целиком входить в систему? Это напоминает советский дефицит с "нагрузкой", когда вместе с заветой баночкой майонеза в заказе шли какие-нибудь обязательные рыбные консервы - просто потому что плановая экономика так работала.

> Впрочем, кажется у Вас современные точные науки относятся к "каким-то спорным предметам", да?

С чего вдруг? Ни разу. Может быть кто-то из вышекомментирующих сделал неправильный вывод из моего тезиса о том, что глупо заставлять одинаково глубоко изучать все дисциплины сразу, особенно никак не связанные - типа геометрии и биологии. Сопутсвующие знания всегда подтягиваются сами собой при изучении того, что человеку интересно в настоящий момент.

А что касается современных точных наук, то предложенный в посте проект будет знакомить с ними гораздо лучше, потому что все материалы будут публиковаться сразу же, а не проходить долгий путь в учебники и аудитории с обязательными потерями в дороге.

Re: Зря Вы. Я прочитал...

...а если очно, тогда теряется идея и начинается сдавание Вами позиций: помимо практикумов есть, скажем, ещё семинары. А посещение лекций... знаете, немногие преподаватели в современных ВУЗах требуют обязательного посещения своих лекций (лектору такие "подневольные" студенты - страшный и ненужный гемморой, щумят, мешают остальным). Все равно будет экзамен, где качество знаний так или иначе проявится вне зависимости от того, почему человек отсутствовал на лекциях и где он получал знания - из конспектов ли, учебников или из видеолекций Оксфорда.
Весна покажет, кто где срал.


Отцитирую смутившее меня:
Здесь стоит упомянуть очевидные преимущества перед традиционной классно-урочной
...
— если речь идёт о каких-то спорных предметах, таких как история или современные точные науки, участники не будут зависеть от какой-то одной точки зрения одного автора учебника, а, наоборот, смогут изучить «острые» моменты со всех сторон и сделать самостоятельные выводы.

Re: Зря Вы. Я прочитал...

...и результатом экзаменов будет диплом, который должен быть своеобразным знаком качества. Именно за диплом идёт конкурс на поступление, именно за диплом бьются пересдачами, поттягиванием "хвостов" и так далее.

Однако, если и есть в мире наивные люди типа другого моего оппонента в данных комментариях, для которых волшебная корочка значит больше реально сидящего перед ним человека - то их очень немного.

Собственно, именно этот институт общественных отношений я и предлагаю упразднить. Это нисколь не сдаёт моих позиций. Наоборот, я предлагаю убрать всё лишнее, а взять только лучшее.


Там не очень удачная формулировка. Спорные предметы - те, где много споров в научном мире и нет устоявшейся одной точки зрения. Поэтому возможность изучить мнения всех сторон вместе будет лучше какого-то одного мнения, представленного в материалах, выбранных конкретным вузом для подачи студентам.

Не выйдет.

Абсолютное большинство работодателей не имеет возможности устраивать для каждого кандидата на собеседовании стресс-тесты и экзамены масштаба ВУЗовских. Нужно каким-то образом делать первичный отбор, а как?

Упраздните диплом - появятся сертификаты (они и так есть на каждую сферу деятельности, не охваченую ВУЗами). Тысячи их!

И да, безусловно, в каком-нить Гугле будут смотреть внимательно в глаза, задавать десятки вопросов, заставлять решать тесты... но только после того, как вызовут Вас на собеседование. А это произойдет только после того, как они убедятся, что у Вас есть опыт, образование (читай - диплом) и/или сертификат.
Их время дорого, вакансия хороша, кандидатов много, и они легко могут себе позволить проигнорировать претендента в чем-то "ущербного". Просто статистика: для такого кандитата ожидания меньше.

  • 1