?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
О самообучении
ЗИС
quantum
В комментариях к предыдущему выпуску Аналитики, где вскользь упоминается тема самообучения детей в интернете, у нас с Костей получилась интересная дискуссия, которая дала мне идею для написания данной статьи.



Здесь пойдёт моя собственная отсебятина — то есть, какой именно я бы хотел видеть новую систему образования, построенную на базе Сети. С одной стороны, это мечты и фантазии, с другой — никто не мешает хоть завтра взять и реализовать мои идеи на практике, благо в 2011 году технологии позволяют. Если бы я располагал необходимым количеством свободного времени, то может даже и сам что-нибудь попробовал запилить.

Суть такова: по вики-принципу создаётся портал, где будут представлены всевозможные образовательные материалы в виде большого дерева, в основе которого — те, будем их называть привычными словами, базовые знания, из которых исходят почти все науки и области знания человечества.

Система построена в виде уровней, почти как компьютерная игра. На каждом уровне предлагается некий набор рекомендуемой литературы (прямо в виде ссылок на сами издания) и непосредственно образовательные материалы в виде параграфов, презентаций, лекций.

От базы начинают расходиться ветви — отдельные науки, также со своими базовыми и более продвинутыми знаниями, появляющимися по мере продвижения «вверх».

Отличие от компьютерной игры и традиционной школы будет в том, что обучающийся сможет «проходить» уровни в произвольном порядке. Уже изученные материалы отмечаются чекбоксом (для наглядности продвижения), и тогда можно будет отложить что-то «на потом» и перейти к следующему уровню, а затем вернуться и изучить пропущенное.

Такая система позволит без проблем «войти» абсолютно любому человеку с произвольным багажом знаний. Уж «базу» после этого точно будут все знать.

По мере развития проекта, под одной «крышей» будут объединены материалы по самым различным темам — от элементарной арифметики до, например, метростроения. От древних наук до факультативов и коротких часовых курсов.

Удобные инструменты общения позволят участникам обмениваться опытом и помогать друг другу в случае возникновения трудностей при изучении каких-то сложных моментов.

А ещё надо не забыть об интерактивности — виртуальные лабораторные работы (можно даже совместные, почему бы и нет?), тесты, «умные» рабочие поверхности…

Здесь стоит упомянуть очевидные преимущества перед традиционной классно-урочной системой:
— знания, полученные самостоятельно, а не поданные насильно, усваиваются как минимум лучше, а как максимум — усваиваются вообще.
— схема, при которой каждый индивидуум изучает материалы со «своей» скоростью и в особом порядке, более адекватна, нежели коллективная зубрёжка некой усреднённой программы.
— эффективность обучения не зависит от личности преподавателя, его умения грамотно и интересно подать материал — напротив, всем желающим будут доступны лучшие видеолекции именитых профессоров, которые как никто другой смогут рассказать о «своём» предмете.
— все доступные знания представлены вместе, в виде одного большого справочника, куда можно всегда заглянуть за нужной информацией или освежить память по какой-либо теме.
— если речь идёт о каких-то спорных предметах, таких как история или современные точные науки, участники не будут зависеть от какой-то одной точки зрения одного автора учебника, а, наоборот, смогут изучить «острые» моменты со всех сторон и сделать самостоятельные выводы.

Страшно представить, какую мощь и эффективность будет иметь такая система обучения. Это уже не эволюция, а настоящая революция в образовании — впервые за многие века.

Вот только боюсь, что общество и, в особенности, господствующие государства пока не готовы к тому, что новое поколение будет настолько умным и развитым.

© quantum
На иллюстрации: картинка по запросу «стодолларовый ноутбук»

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.


  • 1

Re: Зря Вы. Я прочитал...

> Применять термин "быдло" к окружающим людям - глупо вообще, а уж на том основании, что люди закончили школу или ВУЗ...

Если люди подходят под все определения термина - как мне их ещё называть? Управляемое стадо с жёсткой внутренней иерархией, радующееся суровому хозяину и протестующее против любых изменений их устоявшегося, построенного на стереотипных догмах мирка.

> Вы уже сделали что-то бесспорно гениальное, что посрамит всех нобелевских лауреатов (которые все, как один, закончили школы и почти все - ВУЗ)?

Опять "сперва добейся"? Давайте не будем про нобелевских лауреатов. Их делают не школы и вузы, они сами себя делают. Нобелевского лауреата невозможно целенаправленно выковать из сферического школьника.

> Правда, стоимость этого будет высока: дети весьма неохотно делают то, что им неинтересно (а учёба это во многом труд, как не хитри с игровым моментом). То есть, требуется взрослый, кто присмотрит, направит и мотивирует, и дай бог ему таланта преподавателя и наставника, чтобы это получилось без насилия и угроз.

Зачем пихать в человека то, что ему неинтересно? Потому что "так надо"? Потому что "необходимый в жизни багаж знаний", на девять десятых состоящий из бесполезного барахла? Дайте детям нормально изучать то, что их действительно увлекает - остальное подтянется само по мере продвижения в жизни.

> но Вы же именно что против социализации в учреждениях "тюремного типа"? Будьте последовательны.

Я последователен. Отрицательное отношение к экстернатником делает их изгоями, что является очередной причиной (отговоркой) для родителей, чтобы не переводить ребёнка на индивидуальное обучение. Как я уже говорил, причин таких несколько, что в итоге привело к нынешней ситуации, когда экстернат фактически не является видом обучения ребёнка, а является каждый раз особым, исключительным случаем. Поэтому - ещё раз - кивать на отсутствие обширного количества положительных примеров здесь бесполезно.

> Собссно, а почему электричка "обоссана", а автомобиль "с кондиционером"?

Потому что самообучение по описанному в посте принципу даст человеку качественные знания, а в государственной системе его насильно кормят низкосортными материалами по некой усреднённой программе без учёта индивидуальных способностей. Хороших вузов единицы, ну может десятки, остальное - невероятная помойка.

> Но можно бросить человека наедине с учебником, а можно помогать ему. При правильной организации такой помощи, разница в результатах (скорости и качестве) - разительна. И это - проверенный факт. Я понимаю Ваше желание назвать всех остальных идиотами, которые не могут осознать концепцию видеолекции, но Вы не должны игнорировать факты.

Если бросить человека одного, проблемы будут в любом случае. Я этого и не отрицаю.

> Хоумскулеры, аз ви спикаем на рашинге, ич азеру не интерферят, это труъ.
Но и не помогают. Огромное число научных групп, стартапов и коллабораций зародилось именно в студгородках.

Ну и замечательно - что мешает построить студгородок без обязательных лекций и экзаменов? Что все будут бухать и распиздяйничать? Так они и сейчас это делают, велика разница.

  • 1