?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
О копирайте, пиратах и централизации: часть 2 — самый неожиданный аргумент копираста
ЗИС
quantum
По случаю ремонта жизнь свела меня с одним любопытным товарищем. Хлеб ему даёт работа руками, но есть ещё хобби — декламация и начитывание аудиокниг. И товарищ этот — страшный, воинствующий копираст.



Будучи эффективно вскормленным совковым образованием, он смотрит на мир через призму догм, главные среди которых — вера в авторитеты и совковая же мораль. Я даже скажу более просто и более ёмко: он — идеальная целевая аудитория Владимира нашего Владимировича Путина.

«Вор должен сидеть в тюрьме», «Что может сказать о музыке Чайковского человек без прописки?», ну и так далее. Практически слово в слово. Он уверен, что если некая статья написана на недостаточно высоком русском языке, а тем более, если её автор — не признанный мировым сообществом профессор, то в такой статье по умолчанию не может быть ничего хорошего, а изложенные тезисы не достойны даже ознакомления с ними, не то что обсуждения.

Его аудиокниги (сам оценивать не берусь, поскольку не любитель — но другие говорят, что качество не очень) уже давно разлетелись по всем треккерам и элитным помойкам Рунета, что приводит его в неистовую ярость. Он считает каждого, кто их скачивает, вором (особая пикантность ситуации в том, что часть книг он выкладывал бесплатно сам, но категорически против их распространения и скачивания не с его сайта).

На мои аргументы о том, что нельзя украсть то, что не имеет физической формы и что цифровая копия не может иметь цены, поскольку при её производстве не затрачиваются материальные ресурсы — следует в ответ аргумент о том, что в первую очередь важна его авторская воля, и если он против распространения и требует денег, то извольте все ему подчиняться, а иначе — не надо слушать аудиокниги. Аргумент конечно железобетонный, хоть и идиотский.

Но речь не о том. Это всё присказка, а сказка будет сейчас. После длительных споров однажды мне таки удалось из него вытянуть самый главный, основополагающий для всего мира аргумент, почему все торренты надо уничтожить, а всё население должно по старинке платить за каждую копию того или иного произведения.

Внимание! Потому что иначе авторы обидятся и перестанут творить свои произведения, и мы останемся без культуры в одном говне!

Поначалу эта идея обескураживает. И правда — вдруг обидятся? Потом на ум приходят Linux и Firefox, но их можно объявить единичными исключениями, лишь подтверждающими правило и на ситуацию не влияющими.

Я решил немного разобраться в ситуации и понял, что не так уж всё и плохо, и никакого тёмного пост-пиратского будущего нам не светит.

Суть такова. Для появления творческого продукта человеку необходимы только три вещи: талант, навыки и мотивация. С талантом всё ясно — те или иные способности есть у всех без исключения людей, если только эти способности не были задушены в детстве, а вовремя обнаружены и развиты. Навыки тоже понятно откуда берутся — либо человека им учат, либо он им учится сам в процессе реализации своего таланта.

С мотивацией интереснее. Как выяснилось, деньги не являются главной мотивацией для появления творческого продукта. Если писателю нечего есть, и он продаётся в рабство издателям, рождая в результате гениальные произведения, то нельзя думать, будто в достатке он бы тупо лежал на диване и плевал в потолок. Конечно, без особого стечения обстоятельств и особого психологического настроя автора многие вещи не появились бы на свет, но исключение денежного вопроса из формулы не делает человека менее талантливым.

Даже наоборот. Один умный дядя в своей лекции (на фиглише) говорит о том, что мотивировка творческой работы через деньги даёт для работодателя отрицательный результат, а вот если специалисты имеют хороший доход, который позволяет им не думать о том, чем накормить свою кошку и как выплачивать кредиты с ипотекой, то у них мотивация для творчества возникает на пустом месте. Они готовы на досуге тратить своё время на участие в проектах свободного толка (на общественных началах), не получая за это ни копейки денег. Лишь моральное удовлетворение.

Именно таким образом появились упомянутые Linux и Firefox, да и ещё целое море открытого софта и проектов типа Википедии.

Здесь можно было статью закончить, но я бы тогда упустил один важный момент: проблема в том, что хорошо оплачиваемая и спокойная работа в офисе есть далеко не у всех. А если только-только сводишь концы с концами, батрача посменно на двух халтурах — тут конечно может быть и не до творчества. Или если раньше твоя фирма выпускала софт и держалась на плаву, а теперь благодаря интернету его (софт) вместе с кряками/кейгенами везде выложили, и вы без одной минуты обанкротились — новые версии писать будет не на что.

Увы, переходные периоды беспощадны. Большинство в новых условиях не выживает. Кто посмекалистее — тот придумывает альтернативные, более уместные в интернете, способы заработать на своём творчестве.

Бесплатный Гугл вот, например, разбогател на рекламе. И Яндекс тоже на ней разбогател. Фейсбук и Вконтакте существуют за счёт сопутствующей муры типа мини-игр. А кто-то пожертвования (донейшены) собирает. Западным музыкантам пришлось принять то, что наши знали ещё в 80-х — все деньги зарабатываются на гастролях и живых выступлениях. Киноиндустрия отсрочила свою смерть с помощью царского подарка от Кэмерона — 3D, благодаря которому зрители вернулись в кинотеатры. Книжная индустрия наверняка будет потихоньку переходить к выпуску качественных коллекционных изданий...

Ну вы меня поняли — продолжать можно до бесконечности. В общем, я уверен, что в следующем десятилетии у авторов и создателей творческой продукции даже не будет такого варианта, как основной заработок через продажу лицензионных копий.

© quantum
На иллюстрации: кадр из упомянутой видеолекции

Новый пост — как обычно, в следующий понедельник.


  • 1
>Заметь, я никому ничего в данной ситуации не советовал
Вот так сразу — и в кусты? Не интересно… :(

Так что там с нашим автором книги, материал на которую он собирал два года? Как он получит деньги на жизнь? Или ну нафиг эти книги (и исследования) вообще и не стоило сюда влезать?

Я полагаю, что не стоит браться за труд, который ты расчитываешь продать, но не знаешь как. Посмотри на индустрию стартапов.

Да вот до сих пор как-то можно было продать. Ты этот канал продаж отвергаешь. При этом ничего не даёшь взамен, приводя примеры из своеобразных IT-областей: donations, реклама.

Ну если бы это действительно зависело именно от меня, я бы конечно был вынужден предоставить людям какую-то альтернативу взамен того, что я же сам отнимаю.

Но поскольку описываемый процесс инициирован не мной, то и требовать конкретно от меня какого-то решения глупо.

От себя предложу варианты заработка:
а) книга пишется на грант. уже сейчас эта модель в некоторых случаях работает.
б) книга пишется параллельно с иной, оплачиваемой деятельностью. например, человек читает лекции и по материалам этих лекций пишет книгу. в данном случае ему есть интерес даже в бесплатном создании книги, т.к. она поднимет его престиж как преподавателя.
в) отчисления от онлайн-библиотек, зарабатывающих деньги на рекламе.

а вообще, даже в эпоху здравствующего копирайта написание книги (даже хорошей книги) отнюдь не гарантирует того, что два года работы окупятся. нередко авторам, напротив, приходится самим вкладываться в издание.

--------------------

правда, если автора еще можно замотивировать, то остается вопрос, на что будут жить менее заметные, но необходимые участники книготворческого процесса, как редакторы, корректоры, верстальщики и т.д.
или со смертью копирайта придет эпоха косноязычных сетевых изданий, верстающихся автоматом по шаблону?

> правда, если автора еще можно замотивировать, то остается вопрос, на что будут жить менее заметные, но необходимые участники книготворческого процесса, как редакторы, корректоры, верстальщики и т.д.

Ну это как раз просто - для них есть фриланс, популярность которого только растёт. Их работа всегда будет востребована.

не о том речь
не что будут зарабатывать корректоры вообще - это как раз понятно, а на чьи деньги они будут править те книги, которые авторы будут писать и публиковать бесплатно?

Я сомневаюсь, что книги будут полностью бесплатными, иначе авторам жрать нечего будет. Так или иначе они свою денежку иметь будут, а уже на эту денежку наймут редакторов, корректоров и верстальщиков.

'сомневаюсь, что книги будут полностью бесплатными, иначе авторам жрать нечего будет' несколько противоречит первоначальной антикопирайтной риторике, нет?

Нисколько. Косвенный заработок построен не на копирайте.

Участники книготворческого процесса точно так же мотивированы, как и сам автор. Они будут работать бесплатно и обеспечат превосходное качество результата. Потому что им это а) нравится, б) нужно.

Прошу вас, не думайте, что все ограничились телевизором.

  • 1