Previous Entry Поделиться Next Entry
«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии
ЗИС
quantum
Наконец разгрёб материал с апрельской поездки на завод. Фотографий по итогу получилось овер 150 штук, поэтому будет две части. Сегодня — самое вкусное!

© quantum

Как вы помните, в середине апреля состоялся долгожданный пуск нового поезда 81-760 на Калининской линии. И вдруг «Трансмашхолдинг» решил провести грандиозную экскурсию для прессы, чтобы показать, как выглядит производство этих вагонов на подмосковном «Метровагонмаше», что в Мытищах. Вообще, мне куда проще заказывать съёмки на заводе самому — меньше суеты, никто в кадр не лезет, не нужно ни от кого зависеть, и можно проходить цеха как угодно, хоть змейкой.

Но тут и случай особый, и программу обещали интересную, да и, как оказалось, времени на осмотр дали более чем достаточно — поэтому материала у меня получилось [намеренный каламбур] вагон и тележка.

1. Начнём от проходной. У входа в административное здание завода установлена архитектурная композиция, изображающая стремительно несущийся по тоннелю вагон типа И. Его прочили символом отечественного метровагоностроения и самого завода, а получился памятник несбывшимся надеждам. Такая вот ирония жизни.

2. 217-й цех, где идёт сборка новых вагонов метро, в данном случае софийского заказа. Никакого конвейера здесь нет и никогда не было — не читайте газетные глупости (единственный на заводе конвейер находится в столовой, по нему подносы с тарелками на мойку едут).

3. С Болгарией Мытищи сотрудничают давно и успешно — сначала в 1990-м году для пусковой очереди Софийского метро были выпущены 48 номерных вагонов, а когда метрополитен начал активное расширение, потребовались дополнительные вагоны, и теперь это «Русичи». Два главных отличия от московских «Русичей» тех же годов выпуска — двигатели «Hitachi» вместо российских, необычная раскраска (перепробованы разные варианты), ну и мелочи по комплектации.

4. Текущая модификация многодверная с кондиционерами, в старом варианте кузова вагоны больше не делают.

5. С такой раскраской головные вагоны получились весьма умильными.

6. Прелесть же.

7. Только посмотрите в эти глаза!

8. Кабина (кресло ещё не установили).

9. Салон.

10. Для Софии поручни красят, Москва же заказывает только хром — традиция.

11. Благодаря внедрению «бережливого производства», всё выглядит очень культурно и аккуратно.

13. Пока идёт монтаж оборудования и отделки салона, вагон поднят на специальных технологических тележках. Потом подкатывают его «родные» колёсные тележки, и на наладку он поедет уже на них.

В Софии используется узкая колея (1435 мм), поэтому вагоны временно ставят на стандартные русичевые тележки до погрузки на паром Ильичёвск—Варна.

14. «Второй этаж» производства, где идёт монтаж салона, электрики.

15. Здесь скоро начнут собирать салон.

18. Лобовое стекло приготовлено к поклейке.

20. Теперь переходим к виновникам торжества — вагонам 81-760 (головные) и 81-761 (промежуточные). После провала неудавшейся революции в виде «Яузы», завод решил предпринять очередную попытку сделать новое поколение вагонов метро. Предполагается, что это будет платформа, на базе которой можно сделать вагон любой комплектации — от самой «бедной» до московского «полного фарша». Пока с грехом напополам сделали «Москву», посмотрим что дальше выйдет.

Вагоны начали проектировать в 2005 году, когда даже о кондиционерах ещё речи не было, с мыслями о максимальном удешевлении. Сейчас же здесь отобрано всё лучшее от «Русичей», переделано под советский двадцатиметровый стандарт (который родился на этом же заводе — об этом в следующей части), и добавлено ещё кое-чего нового.

21. Кабина. Машинистам предоставлен новый эргономичный пульт с тачскринами. Также здесь установлен эвакуационный трап с нормальной лестницей (а не примитивный прорезиненый пандус как в «Яузе»). Работа трапа будет подробно показана ниже.

22. Салон. Очередное подтверждение того, что на заводе есть тайный отдел дизайна поручней. Никто о нём не знает, но он наверняка есть — я в этом уверен.

А кроме шуток, пассажирам должно стать ещё чуточку комфортнее: в антивандальных диванах теперь толстые мягкие подушки, ноги не будут упираться в железные коробы, проход пошире стал.

Единственное, стоящим в площадке у дверей опять будет не за что ухватиться — на этот раз никаких потолочных поручней с ремешками-висюльками. Почему — не знаю. Но экспериментирует тайный отдел с ними давно, может когда-нибудь доэкспериментируются до чего-нибудь путного.

23. Снаружи вагон получился очень брутальным. Изначальная окраска, которой и отдал предпочтение новый начальник метро Иван Беседин, впечатление лишь усиливает.

24. Странноватая маска с фарами «от шахи» радости не добавляет. Со светодиодами было бы круче, но метрополитен почему-то от этой идеи отказался.

25. Переходим в соседний неф, где идёт активная сборка серого будущего Московского метро. На этот год заказ составляет 320 вагонов, на следующий — ещё 312.

26. В одиночку «Метровагонмаш» столько осилить не может, поэтому «помогать» подрядили другую площадку холдинга — знаменитый Тверской Вагоностроительный Завод (ТВЗ), прославленный своими плацкартными и купейными вагонами поездов дальнего следования.

В апреле там выпускались только кузова со стеклопакетами, теперь же промежуточные вагоны ТВЗ делает целиком.

27. Здесь хорошо видно необычные выступы по бокам торцевой двери — кузов приспособлен для установки межвагонных переходов (гармошек).

Москва всегда аргументировала нежелание их ставить противопожарными нормами и, как бы грустно и цинично это ни звучало, терактами: пусть лучше огонь или взрывная волна останется внутри одного вагона, чем побежит через весь состав.

Но вот недавно Беседин выступил с идеей таки покупать поезда со сквозным проходом в некотором будущем. Кто знает, может быть его отговорят, а может и нет.

36. Понравился вид подготовленных к установке прислонно-сдвижных дверей. Кстати, в отличие от «Русичей», где двери финские, здесь — Германия.

39. Кондиционеры французские, на вагон идут две таких здоровенных штуки (плюс маленький блок в кабину машиниста).

Здесь впервые применили лампы обеззараживания воздуха (все видели — в больничных палатах такие висят), чем завод очень гордится. По идее, это должно победить такое явление, как «простуда от кондиционера», но на словах всё красиво, а в жизни эффективность решения ещё надо смотреть.

41. Панели отделки кабины и салона с изнаночной стороны.

42. А теперь мы перемещаемся в зону наладки, где нас ждёт полностью готовый состав, головной вагон которого специально для нас включат (правда, запитают не от высокого напряжения, а от собственных батарей).

44. Через несколько минут заработает часть освещения, бегущие строки и табло, и набежит толпа алчных до всего работающего журналистов.

45. Симулятор машиниста метро :)

46. Модное табло с ЖК-дисплеем, которому толковое применение пока не придумали — сейчас дублируют графикой то же, что делает соседний «прогресс-бар». В принципе, сюда можно давать хоть рекламу, хоть абстрактные видеоролики — да что угодно.

Впрочем, логичнее было сделать всё наддверное табло одним большим экраном, и на него толково выводить всю информацию по маршруту следования поезда, пересадкам. Это я уже не говорю про тот же английский язык. В общем, было бы дело, а не бесполезная хрень как сейчас.

47. В торце салона предумотрено место для коляски, и рядом — забавное одноместное сидение.

48. В салоне 4 камеры — две в торцах, и ещё по одной в устройствах экстренного вызова. По умолчанию машинисту выводится картинка с наружных камер кабины, которые заменили собой прежние трамвоопасные зеркала заднего вида, но по желанию он может посмотреть, что происходит в любом вагоне состава, или даже — внутри задней кабины (да, в кабинах тоже камеры).

Также всё это дело транслируется в Ситуационный центр, где просматривается в сканирующем режиме, а при поступлении вызова из поезда оператор сразу может увидеть обстановку в вагоне.

49. Теперь — эвакуационный трап. В боеготовном разложенном состоянии он выглядит так.

50. На видео процесс активации трапа двумя работниками завода, но и машинист, который по умолчанию в поезде один, легко разложит трап самостоятельно. Занимает это минуту, после чего вся тысяча пассажиров может строем покидать вагон.

51. По одному из вагона выбегай!

53. Не упустил удовольствия сделать широкоугольный кадр из канавы.

54. По случаю посмотрим на подвагонную часть нового супер-метропоезда.

57. Тележки «Русичей» и токоприёмники в коробках.

58. Они так и поедут в коробках — до прибытия в метро они не понадобятся, а штука хрупкая.

61. Неожиданно попалась русичевая маска.

62. Надоели суровые вагоны и хочется больше мимими? Вот пожалуйте — заводское котэ!

63. Пройдёмся по остальным вагонам нашего состава. Наладку он уже прошёл, сейчас его готовят к отгрузке и передаче в метро.

72. Тут я позволил себе то, что программой мероприятия предусмотрено не было. А именно — зашёл в отгороженную зону, где на состав подают «высокое», чтобы проверить его в работе — вдруг что не так собрали.

Обычным журналистам и блогерам без строгого присмотра здесь быть не стоит: 750 вольт, снег башка попадёт, ну вы поняли. Необычным типа меня — можно.

Стоял там софийский «Русич», который в пуско-наладочном виде оказался весьма интересным.

73. Открыты все отсеки с оборудованием.

75. Здесь пассажиры могут с удивлением для себя узнать, сколько, оказывается, в вагоне всякого открывающегося и откидывающегося!

77. Блок управления кондиционером. Штатно он переведён на выполнение команд из кабины, но может быть настроен и индивидуально для каждого вагона.

78. В промежуточном вагоне один из торцов может худо-бедно выполнять роль кабины — блок автоматов, вольтметры, манометры, кран машиниста, маневровый мини-пульт. Вагон может передвигаться полностью самостоятельно, но на деповских манёврах при перецепке всё же предпочитают буксировать промежуточные вагоны головными — так проще и привычнее.

79. Кабина.

80. За машинистом.

81. Симулятор машиниста — болгарская версия.

82. Учимся говорить на български.

84. Тем временем, в другом конце нефа собрались выкатывать на трансбордер готовые к отгрузке вагоны — посмотрим как это происходит.

85. К вагону цепляют трос и потихоньку лебёдочкой затягивают на трансбордер.

86. Скорость процесса можно оценить по видео.

89. Трансбордер построили исходя из габаритов «Яуз» и рельсовых автобусов. Для более длинных «Русичей» пришлось делать колхозную модификацию — сваривать такую свисающую конструкцию, которая закрепляется на трансбордере каждый раз, как надо перетаскивать вагон на другой путь.

91. При этом есть ещё пути с противоположной стороны — чтобы передать вагон туда, спецконструкция не нужна и снимается.

Сейчас мы видим там готовые вагоны 760, пришедшие из Твери кузова, а также несколько русичевых кузовов-половинок — в таком виде, к счастью, их можно катать на трансбордере совершенно свободно.
(по клику — 2000x700)

93. Тут же готовый софийский промежуток.

95. Номерной кузов, который поедет в Питер на Октябрьский ЭлектроВагоноРемонтный Завод (ОЭВРЗ) — ещё одно предприятие «Трансмашхолдинга», изначально чисто железнодорожное, а с 2008 года — и метровагонное. Главная идея была отдать туда капремонт московских и сборку новых номерных, чтобы разгрузить Мытищи.

А кроме того, ОЭВРЗ очень удачно пригодился под лакомый питерский тендер на вагоны метро нового поколения как местный завод — там построили свой вариант 760-х вагонов под индексом 81-780 / 81-781 и назвали «Ладога». Ждём, чем закончится противостояние с конкурентом от «Вагонмаша»...

96. Ну и напоследок — небольшое развлечение для телеоператоров: катание сплотки промежуточных вагонов 760 маневровым тепловозом туда-сюда.

97. В этом видео прекрасно решительно всё.

Тут мы плавно завершаем первую часть репортажа, и оставляем читателя в томительном ожидании менее хардкорной второй части, в которой будет показана сборка рельсовых автобусов для Сербии, а также любимые многими исторические цеха завода, где делают номерные для Минска.

Напоминаю предыдущие посты про завод:
21.06.2011 — «Метровагонмаш» — двойной пост
18.02.2011 — «Метровагонмаш»
15.06.2009 — Завод «Метровагонмаш»

Полный каталог моих репортажей

Волшебные кнопки


  • 1
Стъклочистачка и пръскалка!!!

>14. «Второй этаж» производства, где идёт монтаж салона, электрики.
На внутренней стороне панели в вагоне тэги или автографы рабочих? :)

давай я отдельным комментарием напишу.
ты останешься при своем мнении, а я при своем. потому что этот настольный теннис с обеих стороны выглядит "вот тупой!".
спасибо за ответы.

Да просто в твоей прекрасной розовой вселенной есть такие метрополитены, где каждый год покупают по 500 вагонов. А в реальном мире таких метрополитенов нет и врядли будут.

Это не настольный теннис, а детский наивняк.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Мда,а про Питерскую "Неву"что-то совсем ничего не слышно,неужели сдулся проект и даже опытного поезда дело не пошло(

Вообще то собран опытный состав, успешно катался весь год. Сейчас на время конкурса уехал на завод.

а когда таки решат проблемы с тормозами? Катаюсь на работу по Калининской на 760 (довольно часто попадается уже), кидает всех изрядно иногда. Ну я то знаю, держусь за поручни. А другние нет. На презентации что то говорили про это?)

Машинисты пока не переучатся. Здесь принцип управления немного другой, и на наученные номерными мозги плохо ложится.

Плюс заводчане что-то шаманят с прошивками, это тоже влияет.

Со светодиодами было бы только хуже, ему вообще другая маска нужна. Тут какой окрас даже не подбери, всё равно уебанство.

супер! отличный репортаж. спасибо )
вроде пошире места стало действительно в новых вагонах. и хорошо, что седушки мягкие )

37011, только вчера на нем ехал... Руки оторвать тем кто строил! Собран ужасно, как и почти все 760. Кондеи справляются плохо...

Вот впечатления от 37011-37012

14:30
37011-37012
на вагоне 37011 (в сторону НВ) по прибытии не работало табло.
37012 (в сторону ТР)
1) панели установлены кривее 37020 (там они весьма не ровно стоят и с щелями с два пальца)
2) пока половина мест была свободна по салону ходил ветерок, как только все занялись ветерок пропал
3) на Марксистской долго стояли, пока стояли странно вибрировал пол и свистел кондиционер
4) на ТР в конце записи произошел ацкий рассинхрон динамиков.
5) состав резковат на тормоз
На ШЭ замечен 760 толи очень пустой, толи на обкатке.

17:30, замечено 3 760
с ТР отправляется номер с интервалом 1:50, за ним 760 37011-37012 останавливается с интервалом 1:55.
1) табло на 37011 заработало
2) во время торможения состав скрипел
3) было видно, что состав подергивало в движении
4) он шипел
5) в салоне картина маслом: над дверью в кабину вкручено 2 самореза. Криво. На одной линии с ними три планки на клею. На одной из планок (видимо они липкие) висит болт. Странно, что не падает.
6) на линии аврал, дежурная по Марксистской объявляет о быстрой посадке\высадке, даже тогда, когда у состава закрыты двери
7) вошел я на ТР в состав... Слева(по движению): наддверные табло в норме... Справа: все как одно показывают, что состав только прибыл на ТР! Отъехали... Монитор моргнул и на нем появилась схема метро. С названиями станций. Не, я такую на конечной видел, но я не думал, ЧТО это за схема. Друзья, всем бы такие грибы курить! Монорельса нет; легкого метро нет; миниметро нет; Зябликово, Борисово, Шипиловская, МР, Достоевская, Трубная, Сретенский бульвар отмечены как не построеные, а на карте отмечены даже более далекие станции за ними; Митино, Волоколамская, Мякинино тоже не построены и относятся к ФЛ(вроде это на древних схемах было так). АПЛ заканчивается на построеном ПП... А БДД ещё не построен, как и не открылись... ВОРОБЬЁВЫ ГОРЫ. А уж про то, что на этой схеме прочесть ничего нельзя я вообще молчу!
8) сборка салона такая же как и в 37012
9) кондей при полном вагоне был бесполезен. Пара человек вышли из поезда в ожидании следующего, а одна девушка на ТР увидела поезд и сказала: "Нееее, на нем не поеду!!!".

На Авиамоторной у 760, стоящего на соседнем пути, заметил, что в одном вагоне была закрыта одна дверь(надеюсь, показалось...), но остальные открыты были.

37020 два дня назад не вызвал таких бурных эмоций.

Вообще надо было либо что-то принципиально новое, либо номера улучшать, благо есть куда. А это... 760 - худшее, что может быть.
Внешний вид только чего стоит. Все варианты, что со светодиодными фарами, что без них, что в стандартной окраске, что в других - все равно получается бред.

По вашим впечатлениям кажется, что его собрали на Октябрьском кувалдоремонтном заводе. :)
Ну, а если серьёзно, то состав то не сколько плохой, сколько сырой. Недостатков полно пока что конечно, излишний вес кстати немаловажный из них...

(Удалённый комментарий)
Да ладно ядом плеваться, вот Hyundai Rotem, которые вполуторо дороже стоили:



Другие примеры лень искать, но уверяю, что все пульты современных вагонов метро выглядят примерно одинаково.

Здорово. И фото, и репортаж очень понравились!
А что насчёт вагонов - они действительно "весёлые". Переключил реверс - выбило освещение и пару кондёров... Но какой смысл тут залупаться? Идите - проектируйте, а главное вкладывайте деньги.

А что это за небольшое устройство осталось висеть на проводе в проеме после открытия трапа? (если смотреть по выходу из вагона то справа)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account